Хруст несвежего гастробренда №1 возмутил предпринимателя с исключительным правом. Так началась дуэль из-за символа Выборга. 47news встал на сторону секунданта.  

Бренд "Выборгский крендель" оказался уязвим перед недобросовестными хлебопеками и пора его защищать, решила выборгский предприниматель и тоже владелец пекарни Дарья Макаровская. 11 марта городские паблики распространили ее "манифест" против тех, кто "выставляет на прилавки некачественный товар и буквально наживается на бренде".

"В этот момент вся моя сознательная жизнь, посвященная служению Выборгскому Кренделю пронеслась перед глазами. Бренд принадлежит нашей компании, и я объявляю его защиту. Закон РФ на стороне официальных производителей, и я начинаю этот Путь. Гном-Хранитель мне в помощь", - заявила она в своем сообщении буквально с религиозным надрывом.

За ее компанией "Таверна" в октябре 2020 года Роспатентом зарегистрировано  исключительное право на наименование места происхождения товара (НМПТ) "Выборгский крендель" (действует до 2029 года). Но по словам Макаровской, путь служения кренделю начался еще в 2009 году, когда "эта ниша была практически свободной".

Сейчас у компании - "Фабрика кренделей" на Красноармейской, 12, а также "Средневековая таверна" и "Лавка вкусностей" на Крепостной, 3.

"Небольшие производства были, но мы начали активно заниматься именно продвижением бренда: костюмированные дегустации, экскурсии, мастер-классы, разработали рецепт, выстроили фабрику, куда едут пробовать со всей страны. А сейчас, когда крендель обрел славу, встречаются даже примеры открытой эксплуатации нашей работы", - возмущается предприниматель.

По словам собеседницы, возле ее "Фабрики" построили террасу и торгуют там своими кренделями. (После выхода публикации владельцы этой террасы заверили 47news, что с недавних пор выборгский крендель не продают).

Фото: предоставлено Дарьей Макаровской

- Как планируете бороться? - поинтересовался журналист 47news, хотя хотела спросить резче: "Каков план на бой?".  

-  Судов не хочу. Нужно, чтобы в городе появился союз или гильдия производителей, оформивших НМПТ "Выборгский крендель" и заинтересованных в качестве и репутации бренда (К НМПТ может присоединиться неограниченное количество фирм, в данном случае - выборгских). Можно созвать наблюдательный совет, проводить контрольные закупки и открытые дегустации. А в отношении недобросовестных продавцов, кто наносит ущерб репутации кренделя, принимать юридические меры.

- Недостойный крендель – он какой?

- Да просто старый, невкусный, дубовый. Мы отдаём наши крендели от печи, а кто-то позволяет по две недели на прилавках лежать. В итоге дуб дубарем. Люди, которые вступают на путь производства выборгского кренделя, должны отдавать себе отчет, что это священный символ территории и к нему надо относиться уважительно, - решительно настроена собеседница.

В администрации Выборгского района Ленобласти 47news сказали, что нет четкой цифры, сколько в Выборге производителей кренделя, потому что его предлагают в любых ресторанах и кафе. Многие пекари были представлены на "Крендель-Фесте" в ноябре. (То есть никто не прячется и без Роспатента, - понял 47news).

- Мы их с 2002 года печем, начинали, когда о кренделях в городе и думать забыли. Стали узнавать рецепты и понеслось. Теперь "Музей кренделя" открыли, пекарню (Северный Вал, 2), разработали фирменную упаковку, - рассказала предприниматель Людмила Калинина.

- Почему не запатентовали?

- Мы же романтики, не дельцы. Нам предлагали присоединиться, власти обещали поддержку. Но регистрация у нас прихрамывает пока. А крендельная война кренделю только на пользу.

Другой крендельный предприниматель Алла Федоринова (у нее кафе "Крендель" на Ратушной площади) считает, что убрать чужие крендели с рынка правообладатель не сможет.

- Любой дядя Вася может печь на Крепостной улице, и это тоже будет "Выборгский крендель". А Дарья может судиться с кем хочет, но она не выиграет, - уверена предприниматель.

- Почему не запатентовали вы?

- Я хотела, но ей оплачивала администрация, а мне пришлось бы самой. По тем временам стоило более 120 тысяч.

"Таверна" получила областную субсидию на оформление бренда. В комитете по развитию малого и среднего бизнеса региона сказали, что на призыв к регистрации откликнулась только эта компания. Позднее производителям предложили компенсировать затраты на регистрацию, но отклика не было.

Спокойствие пекарей легко разбивают юристы. Патентный поверенный Центра защиты товарных знаков Ксения Третьякова пояснила 47news, что производители выборгского кренделя, которые не присоединились к этому НМПТ, рискуют быть привлеченными по гражданскому кодексу за незаконное использование средства индивидуализации. И санкции достаточно суровые: компенсация до 5 млн рублей в пользу правообладателя либо даже двойная сумма оборота данного товара за весь период нарушения. Правообладатель также имеет право потребовать изъять из оборота все крендели.

- А если печь крендель по другому рецепту? (В НМПТ Выборгского кренделя в Роспатенте перечислены конкретные ингредиенты).

- Просто крендель, а также "ленинградский", "московский" и так далее - можно, а "Выборгский крендель" - нет. Чтобы присоединиться к НМПТ, нужно доказать наличие такого же рецепта. Но отказ от него от ответственности не освобождает, - пояснила эксперт.

Что касается крендельных войн, то в Выборге они уже были. Старший научный сотрудник Выборгского объединенного музея-заповедника Любовь Волкова рассказала 47news, что еще в 19 веке из-за кренделя судились две крупные выборгские пекарни, державшие все козырные точки в городе. Хотя уже тогда производителей было под два десятка. Крендель выпекался и продавался вплоть до 1944 года, потом возникла длинная пауза. В 1960-е годы восстановить этот символ пытался Выборгский музей, пробную партию выпустили в местном хлебокомбинате. Но возродить удалось только в 2000-х.

"Когда появилась "Таверна", крендель уже был хорошо известен, рынок освоен. Почему там уверены, что у них правильный крендель? Ведь точного рецепта просто не существует. И то, что одной компании теперь принадлежит исключительное право, это очень печально. Выборг - крендельный город, и печь тут должен кто угодно. Я против крендельной войны", - предрек краевед.