Самый экстремальный маршрут в мире: в грузовом поезде с железной рудой через пустыню с местными. Вот так путешествуют современные русские женщины.

Как бы не трясло планету, этот шарик вертится, и скоро в любой компании начнутся досужие разговоры о предстоящем отпуске. 47news расскажет о маршруте, по которому не пройдёт ни один из читателей, да и, в принципе, 99,99% населения земли. Речь о "Поезде пустыни", как его называют в газетах, и это не аттракцион.

На самом деле, речь о составе, который перевозит железную руду из города Зуэрат в город Нуадибу. То в Мавритании, а территориально – Запад Сахары.

Вряд ли обычный человек, даже увидев фотографии из National Geographic, пожелает отправиться в такой путь, но живёт в Колпино Екатерина Головина. Автор знаком с ней половину жизни, вместе учились на журфаке, но примерно с пятого курса она стала придерживаться популярного в то время лозунга "свобода лучше, чем не свобода". Ее понесло путешествовать.

Переплыть Атлантику на крохотной яхте, летать на дельтаплане в Аргентине, ночевать в спальнике на Китайской стене, одной взобраться на гору. За 15 лет – 54 страны. Как? Ведь это не туризм.

Но когда Катя, а в простонародье Катька, заговорила о неком поезде, идущим через всю пустыню, я аккуратно напомнила: "Да тебя ж сожрут по дороге!".

Катерина пообещала себя сберечь, костьми не разбрасываться, и заметила, что представление нас, тщедушных, о мире, слишком узкое.

- Поезд - это был лучший экспириенс в моей жизни, - засверкала она глазами по возвращении.

- Представь плацкарт из нашего детства, только когда ему исполнилось сто лет, - начала возвращаться в это лучшее из лучших воспоминаний Катя.

Если сократить описание, то придётся представить город Зуэрат местом, что вроде как напоминает сказку про Аладдина, но совсем наоборот. Мусор на улице, грязь, неэстетичные строения из глинозёма, везде – песок. Дорог, как не сложно догадаться, практически нет. И, чтобы добраться до портового города Нуадибу, нужно проехать 1200 километров на машине, через большую петлю. Общественного транспорта как такового здесь тоже нет, как и личных автомобилей у большинства населения. Так что на перекладных ехать придётся два-три дня.

Французская компания Societe Nationale Industrielle et Miniere в 1963 году наладила здесь железнодорожное сообщение, пустив ветку напрямую. Везут железную руду. Путь в один конец составляет 704 километра, это как от Петербурга до Москвы. Вот только Мавритания с населением 3,9 млн человек входит в число самых слаборазвитых экономик мира, и это последнее государство на планете, где власти не преследуют рабовладельцев. Так что "Сапсан" здесь ещё не изобрели, и в лучшем случае можно доехать за 20 часов.

Это один из самых тяжелых поездов в мире по весу, состоит из 200 и более вагонов, в длину примерно три-четыре километра.

- Есть пассажирский вагон, куда можно легально купить билеты. Но местным это не по карману, да и я ехала сюда не для того, чтобы ночевать на лавочке. Смысл был проехаться, именно в грузовом вагоне, - гордится моя подруга.

Судя по её отзывам, французская компания особо не беспокоится из-за безбилетников: "Выбирать место лучше в начале состава, потому что постоянно летит руда в лицо. Для подготовки к этому маршруту вообще надо понимать, что пыль летит всегда, нужны как минимум очки. У меня были солнцезащитные".

Забраться в вагон с рудой, в принципе, не тяжело, главное – обустроить себе местечко для пребывания на ближайшие сутки. Бывалые выкапывают плоскость, чтобы можно было протянуть ноги. С собой обязательно плед, подушку, термобельё.

- Я спала, упёршись ногами в бортик. Скорость там небольшая, но есть риск, что сойдёт какой-то из вагонов. Плюс темп такой, что постоянно идёт волна от небольшого соприкосновения вагонов. В эти моменты может выкинуть за борт. Этого, наверное, стоит опасаться. Но не могу сказать, что люди, отправившиеся в такую поездку, хоть чего-то боятся, - замечает собеседница.

Хоть Сахара – это и Африка, но ночью здесь, оказывается, холодно. Доходит до нуля.

- Спать там очень холодно. Хоть Мавритания и мусульманская страна, оказалось, это не важно. Я была единственной девушкой, да ещё и белой, на весь состав. Разве что в пассажирском вагоне были женщины. Но мы улеглись как пингвинчики, чтобы хоть как-то согреться. Это уже выживание, - вспоминает она.

Вместо запланированных двадцати поездка длилась 30 часов:

- Проехали город Бен-Амеру, и состав остановился. Вокруг – пустыня, ничего нет. Прошло время, а ничего не происходит. К этому времени я уже чувствовала себя очень комфортно. Мавританцы говорят на арабском или французском, я с ними общалась на французском. Стало совсем холодно – парни дали мне плед. Я пошла выяснять ситуацию, но никто ничего не знал. Оказалось – сошли вагоны.

Мавританцы запомнились доброжелательностью. И тем, что постоянно пьют чай:

- У них эта традиция очень сильная. Да они даже в поезде были с чайниками. Пока мы ждали, вода у них закончилась, но ребята заприметили заначку у меня в рюкзаке. Ходили за мной и клянчили, мол, нам чай нужно вскипятить. Я их убеждала, что дам только попить, ведь мы не знаем, когда поедем и поедем ли. Сошлись на этом, но кое-как.

- О чём говорят, когда едут на железной руде в поезде посреди пустыни?

- Да обо всём. О погоде, о природе. Было видно, что образования у людей скорей всего только начальное. Но они очень любознательны. В поездках понимаю, что порой образование как раз сужает круг интересов человека, а без него он может интересоваться всем миром, без шор на глазах.

- Когда узнавали, что ты из России, как реагировали?

- К русским хорошо относятся. У некоторых моих попутчиков родители ездили учиться в Советский Союз. Многие помнят, как СССР помогал строить больницы и школы. Косо не смотрели точно, хоть вокруг только мужики.

- Про политику упоминали, Путин, Украина?

- Нет, про это не общались. Мавритания – страна, только сравнительно недавно вышедшая из войны с Марокко. К подобным темам там очень болезненно относятся. Но в целом очень хорошо отзываются о русских. Если честно, я не до конца поняла, распространяется ли это на страну в целом или на меня как представителя нации.

- Не приставали?

- Понятно, что страна мусульманская, но отношение к туристам у них явно другое, не как к местным женщинам. Надо сказать, поезд был единым организмом – все следили друг за другом. Если кто-то выпадет или отстанет, в пустыне он не выживет – разве что ждать следующего поезда. Я чувствовала себя включённой в эту мощь.

После того, как поезд доехал до точки назначения, Катя была ряда стряхнуть с себя пыль.

DSC06012.JPG

Естественный вопрос, как доехать до этой точки на карте? Напрямую из России – никак, но есть самолёты из Стамбула и юга Европы. Можно добраться до города Дахла – это управляемая Марокко Западная Сахара или через Канарские острова – в столицу Мавритании Нуакшот. По словам нашей собеседницы, её выбор пал на перелёт от Тулузы до Дахлы, билеты туда-обратно стоили 26 тысяч рублей. Впрочем, кроме цены есть нюанс – в Марокко можно въезжать без визы, а в Мавританию виза нужна, но ставится она на месте.

- Мавритания - одна из беднейших стран в мире, марокканцы во время последней войны построили огромную полосу укреплений посредине пустыни. Сахарави называют это стеной позора. Там всё заминировано, - вспоминает Катя.

Из Дахлы доехать до Мавритании можно на автобусе, либо автостопом. Жить можно в отелях, но у российских путешественников это не принято – для этого есть сервис каучсёрфинг:

- Тот же город Нуадибу – там буквально три асфальтированных улицы. Семья человека, меня приютившего на несколько дней, угощала меня, как гостя, самым вкусным из трапезы. Едят они руками, обычно - сваренный рис с кусочками мяса или рыбы. Самое ценное кладут в центр, оттуда-то мне и накладывали. На утро – багет с пастой, похожей на нутеллу.

А вот насчёт жилья, то в одном из посёлков, где она побывала, люди живут так. Поскольку возводить дома приходится в дюнах, на долгий срок эксплуатации не рассчитывают. Строят их из камней и глины, потолок, как правило, из пальмовых листьев. Дожди здесь бывают раз в десять лет, а вот сами дюны под воздействием ветра постоянно двигаются. Из-за этого в какой-то момент дом может полностью занести песком. Лопатами его не откопаешь, а экскаваторов у бедных мавританцев нет. Вместо этого берут ослика и переезжают в другое место.

DSC06821.JPG

Юлия Гильмшина,

47news

Фото- и видеоматериалы предоставлены Екатериной Головиной