"Варяг" - удивительный скиталец. Бронь родилась в США, дважды тонула у Японии и Шотландии, крейсер воспет в Австрии и стал символом. Он до сих пор не сдается.

1.jpg фото milportal.ru

В свое время считавшийся одним из самых красивых кораблей русского флота, крейсер со "скандинавским" именем построен в США по заказу России. Погиб в неравном бою с японской эскадрой в корейских водах. Воспет австрийским поэтом. Поднят японцами, восстановлен и поставлен в строй под японским именем "Soya". В Первую мировую выкуплен нами у теперь уже союзников японцев и зачислен в Балтийский флот под прежним именем. Отправлен для ремонта в Британию. После революции конфискован Англией за долги. Продан в Германию на лом, а во время буксировки налетел на скалы и ушел на дно Ирландского моря. У "Варяга" есть собственная песня. Нет, две. 

2.jpg спуск на воду крейсера «Варяг» (США, 31 октября 1899г.)/ фото navolne.life

Бронепалубный крейсер 1-го ранга "Варяг" построили на верфях Крампа на реке Делавэр в Филадельфии. 31 октября 1899 спущен со стапелей. Торжественный молебен отслужил священник Александр Хотовицкий (расстрелян в 1937-м, прославлен в лике святых в 1994-м). В январе 1901 "Варяг" принят в состав Императорского Русского флота. В мае "Варяг" прибыл в Кронштадт и спустя несколько месяцев отправился на Дальний Восток. В 1903 году командиром "Варяга" назначили капитана I-го ранга Всеволода Руднева.

3.jpg Дореволюционная открытка. В верхнем левом углу - мичман граф Нирод/ фото tunnel.ru

В ночь на 9 февраля (27 января ст. ст.) 1904 года японские эсминцы без объявления войны атаковали у Порт-Артура русскую эскадру. В тот же день стоявшие на рейде в нейтральном корейском порту Чемульпо (ныне – Инчхон) русские крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" оказались заблокированы, а японцы потребовали сдаться, угрожая в противном случае уничтожить корабли прямо в порту. 

"Варяг" был одним из новейших кораблей русского флота, с мощной машиной, выжимающей до 24 узлов. Теоретически он мог попытаться пойти на рывок с большими шансами на успех. Иное дело – "Кореец": старая, тихоходная (12 узлов) плавучая батарея с двумя мощными 8-дюймовыми орудиями. У этой морской черепахи шансов уползти не было. Около 11.30 "Варяг" и "Кореец" вышли навстречу японцам. Провожая их, капитаны иностранных судов выстроили свои команды на палубах и салютовали. В ответ на "Варяге" отсигналились: "Не поминайте лихом!" 

4.jpg Газета «Русь» (иллюстрированная хроника русско-японской войны). №4, 29 февраля 1904 года/ фото rusneb.ru

Бой в открытом море продолжался чуть меньше часа. Ровно в 11:45 броненосный крейсер "Асама" сделал первый выстрел из 8-дюймового орудия, вслед за которым открыла огонь вся японская эскадра. А уже в 12:45 "Варяг" и "Кореец" возвратились в гавань под неустанным обстрелом японцев. Канонерка практически не пострадала, людских потерь не имела. А вот "Варяг" добрался к месту швартовки с явным креном на левый борт, имея 8, по другим данным, 11 пробоин. Потери на крейсере - 1 убитый офицер и 30 матросов, 6 офицеров и 85 матросов ранеными и контужеными. Это из 570 человек экипажа. Ранение получил и командир "Варяга" Руднев. Фактически все, кто находился на верхней палубе у орудий, были ранены или убиты. О продолжении боя не могло быть и речи.

Из рапорта Руднева: "…исчерпали все средства к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду".

 Четыре часа спустя "Варяг" затоплен, а "Кореец" взорван. 

Оставшихся в живых членов экипажей эвакуировали иностранные суда, приславшие свои катера и шлюпки (все шлюпки русских были разбиты или сгорели). Спасенных приняли на борт английский, итальянский и французский корабли. И лишь командир американского крейсера "Vicksburg" отказался разместить у себя русских без официального разрешения своего правительства. 

5.jpg фото salesnip.ru

Военные историки по сей день ломают копья: почему командир Руднев не взорвал "Варяг", или не затопил его в более глубоком месте, в фарватере? Начать с того, что взрывать корабли прямо на их стоянке было нельзя, при взрыве могли пострадать находившиеся в порту. Поскольку "Кореец" почти не пострадал в бою, его удалось переместить в удобное для взрыва место. "Варяг" же вернулся в полузатопленном состоянии. Переместить его вновь было уже невозможно, так что пришлось топить крейсер там, где он стоял. В любом случае командование расценило действия Руднева как правильные. 

6-1.jpg Немецкий журнал «Jugend» (№10, 1904) со стихами Грейнца. Включая «Der Warjag» (первая публикация)/ фото tunnel.ru

После того, как уцелевшие моряки из команд "Варяга" и "Корейца" через нейтральные порты возвратились на родину, им была устроена грандиозная встреча. Впервые за историю русского флота все без различия чины были награждены Георгиевскими крестами. Командир "Варяга" вскоре получил на эполеты адмиральских орлов. А в 1907 году в знак признания героизма русских моряков Руднев стал кавалером "самурайского" ордена Восходящего солнца. Тогда же японское правительство профинансировало создание в Сеуле музея памяти героев "Варяга".

6-2.jpg песенник/ фото из архива автора

Ставшая культовой песня "Врагу не сдается наш гордый Варяг" впервые прозвучала 29 апреля 1904 года в Зимнем Дворце во время торжественной церемонии, на которой Николай II чествовал моряков "Варяга" и "Корейца". Любопытно, что исходником текста послужило стихотворение… "Der Warjag", по горячим следам сочиненное австрийским поэтом Рудольфом Грейнцем и опубликованное им в мюнхенском журнале "Jugend" уже 25 февраля 1904 года.

В России стихотворение перепечатал журнал "Море и жизнь", где оно попалось на глаза супруге известного профессора-германиста. Так был сделан вольный перевод. Так родился неофициальный гимнов русских военных моряков ХХ века.

7.jpg фото museum.stavtv.ru

В том же 1904-м появилась еще одна песня. Ее история также началась со стихотворения. Под незамысловатым названием "Варяг" его опубликовала газета "Русь" 1 марта (27 февраля) за подписью "Я. Репнинский". Стихотворение положили на музыку. Песня сделалась чрезвычайно популярной - "Плещут холодные волны". Ее текст гораздо больше соответствует реальным событиям: "Нет! Мы взорвали "Корейца", нами потоплен "Варяг"!"

8.jpg Крейсер «Аврора» в роли «Варяга». Фильм 1946 года/ фото chronoton.ru

Обе песни прозвучали в советском фильме "Крейсер Варяг", вышедшем сразу после Великой Отечественной. В роли "Варяга" в нем снялась "Аврора". (Для внешнего сходства на "Авроре" соорудили временную четвертую (фанерную) трубу). Ну а в 50-летнюю годовщину подвига, главком ВМФ СССР Николай Кузнецов лично наградил оставшихся в живых ветеранов "Варяга" и "Корейца" медалями "За отвагу" и "За победу над Японией".

Все правильно, история событий порой превращается в историю символов. 

А вот героическая канонерка оказалась в тени. Негоже русскому символу носить имя "Кореец".