В ГМЗ «Ораниенбаум» вновь перемены, которые как нельзя лучше определяются  фразой из кинофильма «Свадьба в Малиновке» - «Опять власть меняется». Новым директором музея-заповедника назначен Виктор Воротников, до 10 января занимавший пост первого заместителя председателя Комитета по культуре. Руководивший до этого дня «Ораниенбаумом» Александр Зябрин вернулся на прежнее место – заместителя директора ГМЗ. Таким образом, Комитет по культуре выполнил свое обещание о том, что Зябрин на посту руководителя – человек временный.


Раз, два, три, четыре, пять – директор новый в музее опять


Директора в ГМЗ «Ораниенбаум» меняются с завидным постоянством. Виктор Воротников – уже пятый за довольно непродолжительное время. Эпохи правления всех руководителей были коротки и обычно заканчивались не очень хорошо. Ныне покойный Виктор Грибанов, возглавлявший музей с 2002 года, был вынужден уйти после проверки, проведенной в ГМЗ контрольно-счетной палатой, которая выявила нецелевое расходование бюджетных средств. Увольнение было спорным, так как в тот момент Грибанов находился на больничном. Тем не менее, после него 25 июня 2004 года директором назначили Николая Конотовского, но и он продержался недолго.


На рабочем совещании в Смольном, которое проходило 17 мая 2005 года в закрытом режиме, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко потребовала найти ему замену в связи с невыполнением плана реставрационных работ. На тот момент начало реставрационных работ в заповеднике, по словам вице-губернатора Сергея Тарасова, задерживалось из-за того, что не была согласована проектно-сметная документация. После Конотовского исполнять обязанности директора «Ораниенбаума» стал один из руководителей музея – Александр Зябрин. 26 августа прошлого года приставка и.о. отпала – был издан приказ о назначении Зябрина полноправным главой музея-заповедника. Осведомленные люди поговаривали, что произошло это не без участия супруги Александра Валентиновича, не последнего человека в Комитете по культуре.


Сам новоиспеченный директор относился к своему назначению как к временному. В октябре 2005 года Зябрин говорил, что вскоре предвидится передача ГМЗ в федеральное ведение и объединение с музеем-заповедником «Петергоф», а значит, произойдет и очередная смена руководства. Это же подтверждал председатель Комитета по культуре Николай Буров: будут изменения – будет новый директор, кандидатуру которого, скорее всего, утвердят на федеральном уровне. Но прошло несколько месяцев, перемены статуса заповедника не случилось, а директор вновь сменился.


«Ораниенбаум» получил хорошего реставратора?


Осенью 2005 года в ГМЗ «Ораниенбаум» разгорелся скандал: претензии к руководству музея-заповедника выдвинул Комитет по государственному использованию и охране памятников. Дело в том, что, по мнению представителей Комитета, Александр Зябрин, не озаботившись согласованиями, начал переустройство памятника 18-го века – флигеля Домика садовника, примыкающего к зданию дирекции музея-заповедника (бывшего Домика садовника). Во флигеле стали обустраивать помещение для садово-паркового отдела, который до тех пор находился в деревянном доме без удобств и фактически без отопления. КГИОПу не понравилось «самостийное» переустройство, и он дважды запрещал проведение работ. В конце концов, работы заморозили до получения необходимых согласований. Возможно, что эта история ускорила смену руководства в музее-заповеднике.


Виктор Воротников в конце 80-х курировал работу музеев Ленинграда и Ленинградской области, охрану памятников и реставрацию, с 1990-го года по 2002-й работал заместителем управляющего по науке Специализированного научно-реставрационного треста  «Леноблреставрация», начальником Пушкинского реставрационного управления, гендиректором  АОЗТ  «Царскосельский реставратор». С 2002-го года  стал первым заместителем председателя Комитета по культуре, где отвечал за экономику и развитие. Будем надеяться, что такой послужной список отвечает желанию Комитета по культуре видеть директором музея-заповедника «Ораниенбаум» крепкого хозяйственника и опытного рестравратора. Тем более, что сейчас реставрационные работы в «Ораниенбауме» идут полным ходом. Различные фонды выделают немало денег на то, чтобы музей-заповедник, наконец, стал одной из жемчужин пригородов Петербурга. И немаловажно, чтобы эти средства не оказались «зарыты в землю».