В пятницу, 7 апреля состоялась торжественная церемония выхода Балтийской трубопроводной системы (БТС) на проектную мощность – прокачку 65-ти миллионов тонн нефти в год. Напомним, что за прошлый год данная цифра едва превысила 50 млн. тонн. В тот же день состоялось открытие второго причала порта «Приморск», в результате чего сразу два танкера смогут одновременно перегружать к себе российскую нефть. В связи с этим стоит отметить, что большинство заходящих в Приморск судов предпочитают работать под иностранными флагами.


Как известно, само строительство порта в Приморске сопровождалось яростными нападками экологов из Прибалтики и Финляндии. Которые в один голос утверждали, что появление новых нефтяных терминалов в Ленинградской области, создаст угрозу Балтийскому морю.


Однако, их опасения оказались, мягко говоря, надуманными. Как сообщила корреспонденту «47» начальник отдела экологической безопасности ОАО «АК «Транснефть» Ирина Радченко экологические стандарты в порту Приморск намного жестче европейских. В связи с этим, за последние пять лет, 21 иностранному танкеру из-за нарушений российских норм по экологической безопасности было отказано в заходе в порт «Приморск». Самое удивительное, что в числе «отказников», оказались не только корабли таких достаточной слаборазвитых в плане борьбы за экологию стран как Багамские острова и Греция, но и танкеры из Норвегии и Финляндии.


Касаясь взаимоотношений с портовиками из Суоми, Елена Яковлевна рассказала о визите представителей порта «Приморск» в финский порт Порво. Финны, принимая гостей из России, ограничились лишь ознакомительными беседами о своем портовом хозяйстве. И отказались показать российским коллегам экологическую лабораторию, существующую при порте Порво. Вместе с тем, финские коллеги по портовому бизнесу раннее имели все возможности для изучения работы портовых служб Приморска, включая и местную экологическую лабораторию.


Более того, в Приморске давно создан «черный список» судов, которым вход в порт воспрещен априори. Среди них, между прочим, фигурировал и печально знаменитый танкер «Престиж», затонувший несколько лет назад у берегов Испании.


К сожалению, само празднество запоздало на целый час. Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков и министр промышленности и энергетики Виктор Христенко прибыли на вертолетах к месту торжеств лишь к 17:00. Согласно программе мероприятия, они вместе с одним из руководителей ОАО «АК «Транснефть»« должны были нажать кнопку, после которой БТС выходила на заданную мощность.


Однако, самого торжественного момента корреспонденту «47» увидеть не удалось. Так как внутрь диспетчерского пункта, где происходило «таинство», по воле работников дочерней структуры «Транснефти» - «Балтнефтепровод», были допущены лишь четыре телеоператора и столько же фотографов. Остальные журналисты, специально приехавшие из Петербурга, Выборга и Москвы в количестве около пятидесяти человек ютились на крыше продуваемого со всех сторон трехэтажного здания, в котором, собственно говоря, и происходил исторический момент.


Кстати, всех представителей СМИ местные портовики зачем-то заставили забираться на крышу по пожарной лестнице, обрядившись в строительные каски. В то время как с другой стороны диспетчерского пункта располагался вполне цивилизованный вход. Впрочем, вереница «журналюг», взбирающихся по трапу в оранжевых головных уборах для приморских портовиков, вероятно, представляла собой весьма забавное зрелище…


Как только заветная кнопка была нажата, со стороны пришвартовавшегося танкера под либерийским флагом прозвучал торжественный гудок. А собравшийся внизу военно-морской оркестр принялся наяривать бравурные марши.


Дав старт выходу БТС на проектную мощность, губернатор и министр посетили либерийский танкер, а затем несколько минут пообщались с журналистами.


Жаль, что реализация крупнейшего на сегодняшний день российского проекта (стоимость БТС ныне составляет 2,2 млрд. долларов) прошла столь тускло. Ведь в отличие, от пока еще только декларируемых Национальных проектов, порт в Приморске действительно заработал на полную мощность, что для современной России событие из ряда вон выходящее. Может быть представителям «Транснефти» стоит поучиться у Анатолия Чубайса, который любой запуск нового объекта в системе РАО «ЕЭС» превращает в грандиозное шоу?


Единственным, кто внес разнообразие в полузакрытую церемонию, оказался вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас, который заявил, что в этом году ОАО «АК «Транснефть»« намерено получить юридический адрес в Ленинградской области. Что должно привнести в областной бюджет ежегодно не менее 10 млн. долларов. Впрочем, окончательное решение по данному вопросу примет Совет директоров «Транснефти», который пройдет летом этого года.


Но в любом случае, мы имеем в плюсе увеличение пропускной способности БТС, а, стало быть, уменьшение зависимости от иностранных перевалочных портов в Латвии и Финляндии. Ну а в минусе, несколько десятков замерзших на ветру журналистов. Что никак не делает само событие менее значимым.


Владислав Гольянов