Через пару десятков лет областная сфера транспорта преобразится до неузнаваемости. Планы по превращению существующих в регионе автомобильных трасс, автовокзалов, заброшенных аэродромов и причалов из гадкого утенка в белого лебедя «европейского стандарта» уже есть в разработках нового областного транспортного комитета.

В Ленинградской области начинается новый этап развития транспортной инфраструктуры. Об этом сегодня поведал журналистам председатель областного комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Леонид Теребнёв. По его словам, уже сейчас существующий морской, авиационный, автомобильный и железнодорожный транспорт «развивается системно и методично» и, безусловно, помогает этому увеличение инвестиций в эту отрасль. С 2002 года финансовый вклад в транспортную инфраструктуру увеличился с 6 до 60 миллиардов рублей.

Тем не менее, новый руководитель вновь созданного в области комитета, считает, что региону нужны кардинальные изменения во всех транспортных направлениях. А для того, чтобы подойти к вопросу создания на территории Ленобласти транспортного комплекса как минимум «европейского уровня» нужно разработать стратегию этакого прорыва на более высокий уровень. «Нам необходимо разработать основные документы: стратегию развития транспорта и транспортной инфраструктуры до 2030 года и программу развития отрасли до 2015 года. С их помощью мы сможем войти в программу «Санкт-Петербургского транспортного узла», разработанную министерством транспорта», - рассказал о ближайших планах Леонид Теребнёв.

Однако некоторые секреты председатель комитета по транспорту все приоткрыл. Например, в сфере железнодорожного транспорта первым и, пожалуй, на сегодня самым главным проектом является разработка скоростного движения «Москва — Петербург — Бусловская - Хельсинки». По словам Теребнёва, время в пути будет сокращено на 1,5 часа, а таможенная проверка будет проходить прямо в пути. Вторым по планам - строительство восточного железнодорожного обхода Ручьи-Каменногорск-Выборг, с помощью которого будет поступать груз в порты Приморска, Высоцка и Выборга. И, конечно, железнодорожный подход к самому глобальному портовому проекту области - терминалам в Усть-Луге. Общий объем планируемых до 2015 года инвестиций в железнодорожную отрасль Ленобласти - 41 млрд. рублей.

Кроме того, Леонид Теребнёв отметил, что регион не останется в стороне организации пригородных пассажирских перевозок. «Ленобласть будет входить в состав «Санкт-Петербургской Витебской пригородной пассажирской компании», - заявил он. Пока в состав учредителей входит правительство Петербурга и ОАО «РЖД». Видимо после планируемой смены названия с Витебской ППК на «Северо-западную пригородную пассажирскую компанию» в неё вольется и 47 регион.

Если в железнодорожных перевозках можно смело положиться на такого крупного монополиста, как «РЖД», то сложнее дела обстоят с региональными автомобильными пассажирскими перевозками. Всего, по данным комитета по транспорту, в Ленобласти маршрутная сеть составляет 29 тысяч километров, по которым колесят 883 маршрута перевозок пассажирскими автобусами из 47 автотранспортных предприятий. Впрочем, весь автопарк, а это 1,5 тысячи автобусов, принадлежащий либо муниципалитетам либо частному бизнесу сильно прохудился. «Главное - мобильность жителей, условия качества, комфорта и скорости. Но не менее важны в этом вопросе экология, безопасность и срок эксплуатации автобусов, а на сегодня весьма большой процент автобусов имеет серьезный износ», -пояснил председатель комитета по транспорту. Он также заявил, что необходимо менять и саму систему перевозок, а подвижной состав обновить в ближайшее время - в течении 3-4 лет.

Но не только новыми автобусами будут радовать областных пассажиров в «прекрасном будущем». Существующий автовокзал «Северная» в Девяткино также преобразят. «Мы хотим совместить на вокзале в Девяткино автомобильный и железнодорожный комплекс. В данный момент проект проходит согласование в РЖД», - рассказал Леонид Теребнёв. Сейчас автостанция «Северная» обслуживает 23 маршрута северного, северо-западного и северо-восточного направлений. По планам транспортников, новое здание вокзального комплекса будет из 4-5 этажей. После осуществления этой мечты, есть задумки возвести и в южной части города подобную автостанцию - в поселке Кудрово. По мнению Теребнёва эти два вокзала позволят охватить все направления области.

Кроме этого, у автомобильных трасс появятся вертолётные площадки. На условиях государственного частного партнерства на федеральных и региональных дорогах, проходящих по Ленобласти, как грибы будут вырастать специализированные сервисные комплексы. По словам Леонида Теребнёва, в них будут включены АЗС, места для отдыха для водителей или семей, заведения, где можно будет поесть, банкоматы, а также пункты для оказания первой медицинской помощи пострадавшим, сервисы для ремонта автомобилей и вертолетные площадки в помощь спасателям при крупных авариях. Всего запланировано 150-200 таких комплексов на расстоянии в 50 километрах друг от друга. Пока никаких финансовых расчетов по этому проекту не делалось, но по мнению Теребнёва, 5-6 подобных комплексов обойдутся в 1 миллиард рублей, к тому же уже есть инвесторы, которые «присматриваются» к этой идее.

От твердой почвы под ногами и весьма обнадеживающими планами на ней Леонид Теребнёв уверенно перешёл к воде. Председатель комитета по транспорту обнаружил в регионе множество брошенных причалов, оставшихся от когда-то действующих предприятий и организаций. Теребнёв предложил их взять на поруки региональной власти для того, чтобы развивать яхт-клубы, водный спорт и привлекать тем самым туристов. Но эти туристические планы не столь трудновыполнимы по сравнению в нашумевшим проектом канала-дублера Невы. Председатель комитета заверил, что канал, который протянется на 340 километров, все же предполагается построить. «Мы можем включить этот проект в стратегию развития страны, 13 августа я передал его в министерство транспорта», - рассказал Леонид Теребнёв.

Воздушное пространство тоже не осталось без внимания областного правительства. Как рассказал руководитель транспортного комитета, областные аэродромы в Вещево и Левашево практически не используются, а аэропорт «Ржевка» выкупила «Петербургская топливная компания». Поэтому и пришла идея создать Северо-западный центр региональной авиации вблизи Пушкина - Павловска. Возможно, этот проект будет разрабатываться совместно с Петербургом. «У нас есть 11 муниципальных аэродромов и 10 вертолетных площадок. Авиация позволит повысить мобильность перевозок, комфортность. Можно летать в Вологодскую, Новгородскую область и Карелию», - заявил о воздушных планах Теребнёв. Для создания такого аэродрома понадобится как минимум 50 гектаров земли, которая до сих пор принадлежит различным ведомствам - от Минобороны и сельскохозяйственных предприятий до частных владельцев.

А вот на вопрос о сегодняшнем, вполне реальном, плачевном состоянии областных дорог Леонид Теребнёв ответил довольно сумбурно. Понятно, что обещать отремонтировать все и сразу за своего коллегу из дорожного комитета он не вправе, зато для решения проблем и в этой сфере руководитель транспортного ведомства предложил очередную идею: «Назрел момент урбанизации наших дорог. В стране существует четыре нацпроекта, пятым я бы сделал «Дороги России». Может быть стоит дороги в тех населенных пунктах, где живут 100-125 человек передать на федеральный уровень? Нет смысла делить дороги на сельские, муниципальные, региональные, федеральные и супер-федеральные. Нужно разделить их по уровням и содержать за счет единого фонда», - прокомментировал председатель транспортного комитета. К слову сказать, по данным комитета, сейчас в Ленобласти 5 тысяч километров аварийных дорог. Один километр ремонта и реконструкции четырехполосной дороги стоит около 100-150 миллионов рублей.

Людмила Петрова, 47News