Коммерсант загнал муниципальное предприятие в полумиллиардные долги. Но пришло уголовное дело, и он все простил. 47news оценил инструмент убеждения.

Как сообщили 47news в областном СК 26 февраля, предприниматель Дмитрий Болотов на протокол признал аффилированность компаний, которым муниципальное предприятие "Водоканал Кировского района" должно 570 млн рублей. Затем директора этих фирм подписали мировые соглашения об одностороннем отказе от требований долга. Сам Болотов и руководители компнаий признали, что договоры были экономически не обоснованы, что привело "к созданию искусственной кредиторской задолженности МУПа" в период с января 2018 по сентябрь 2020-го. Вину признала и быший директор предприятия Марина Сойтонен. 

Речь об ООО "Водоканал Кировского поселения", "Водоканал Мгинского поселения", "Водоканал Отрадненского поселения" и ООО "Невский водоканал".

Сама процедура отказа крайне редкая и технически непростая. МУП в данный момент находится в процессе банкротства. Через две недели будет проведён совет кредиторов. Все из дела Болотова подпишут исковое заявление в Арбитражный суд о процессуальном закреплении мирового соглашения. Суд выносит решение об исключении из кредитной массы указанной в соглашении суммы. Отметим, что ранее упоминалась общая задолженность в размере 630 млн рублей. Как пояснили в местной администрации, МУП должен не только фирмам Болотова, но остальное это уже, скажем так, мелочи.

По словам главы администрации Кировского района Алексея Кольцова, он за всю многолетнюю карьеру чиновника ни разу не встречался с практикой прощения долгов.

- Бывало, что через суд приходили к решению о длительной, на пять-десять лет, рассрочке. Но чтобы коммерсанты прощали — нет, такого не встречал.

Если же продолжать цепочку последующих действий, то в администрации рассчитывают, что, как и положено, в течение шести месяцев, конкурсный управляющий передаст имущество МУПа собственнику, то есть Кировскому району. Район, в свою очередь, передаст его Леноблводоканалу, говорит сам Кольцов.

Если вспомнить, то вся история и началась после того, как Леноблводоканал попытался зайти в район. Всплыли и долги, и противоречивые указания с Суворовского о необходимости создания МУПа для передачи Кировского водоканала. Чиновники натолкнулись на сопротивление Болотова, мол, долги честные, заплатите и расходимся. Было возбуждено уголовное дело в отношении директора МУПа Марины Сойтонен по статье "преднамеренное банкротство". Дмитрия Болотова обыскали и отправили под домашний арест.

Разумеется, признание вины и прощение долга не означает прекращения уголовного преследования. Оно же все равно будет передано в суд. Но тут, как в анекдоте, есть нюанс. Можно бороться с государством за долги и продолжить в оппозиционную деятельность в колонии, а можно ограничиться условным сроком.

Виктор Смирнов,
47news

С чего начиналось:

К середине 2020-го у МУПа накопились долги в размере 630 млн. СК возбудил дело в отношении Сойтонен. Для понимания, компании Болотова заключали договоры на поставку воды. МУП также платил за аренду очистных и станций подъема воды. По мнению органов, "арендная плата за объекты водоснабжения и водоотведения была значительно завышена".

Кировский район год назад должен был зайти в Леноблводоканал. КУГИ Ленобласти потребовал воссоздать неоднократно умиравший МУП и передать в него всё имущество. Схему предложил комитет по ЖКХ для всей Ленобласти, механизм закрепили законодательно. Но в ситуации с Кировским споткнулись: у района только дырявые сети, а остальное - у частника. Уже тогда было понятно, что организация начнёт генерировать убыток. Что и произошло — с января 2018-го, когда МУП заработал, минус стал расти.

Отправной точкой конфликта стало заявление КУГИ о неготовности принимать на баланс МУП с таким бременем. Был поставлен ультиматум: имущество нам, долги себе. Но для района с собственными доходами около 1 млрд — 600-700 млн долгов - ноша, скажем так, нереальная.

Механизм роста этих долгов - занимательный. МУП заключал договоры с компаниями Болотова на основании тарификации, утверждённой комитетом по тарифам правительства Ленобласти. В то же время комитет по тарифам устанавливает тарифы для населения. По каким-то причинам получилось так, что тарифы покупки были установлены выше тарифов продажи населению. Но, это, скажем так, уже предмет политического исследования.