На мусорном рынке Петербурга грядет передел. После открытия первой очереди реконструкции завода МПБО-2 по переработке отходов в Янино (Всеволожский район Ленинградской области), противостояние между властями и ЗАО «МПБО-1» развернулось уже в открытую. Спустя неделю после открытия завода в Янино на МПБО-1 в сопровождении ОМОНа прибыла делегация жилищного комитета и его председатель Юнис Лукманов. Однако эта ситуация всего лишь часть истории с переработкой и утилизацией мусора в нашем городе. Эта сфера всегда считалась одной из самых прибыльных, и интерес к ней со стороны различных финансовых структур в последнее время обострился.


Отходов больше, чем требуется


Проблема переработки мусора в городе неоднократно обсуждалась на протяжении последних нескольких лет. Два перерабатывающих завода – ЗАО МПБО и МПБО-2 до последнего времени с этой задачей справлялись лишь на шестую часть от необходимого объема переработки. Полигоны, куда свозят мусор, давно переполнены. Согласно разрозненным статистическим данным, в год жители и предприятия Петербурга производят от 6 до 12 миллионов кубометров отходов. Поступает же на заводы и полигоны порядка пяти миллионов кубометров. Остальное оседает на несанкционированных свалках. По другим сведениям, данные о вывозе мусора на 30 процентов выше, чем о его поступлении на заводы и полигоны. По мнению специалистов, полигоны в Новоселках и Янино давно исчерпали себя и требуют рекультивации. 23 июня на полигоне в Новоселках уже произошел первый инцидент: из-за нарушения технологии утилизации возникло внутреннее возгорание твердых бытовых отходов. Полигоны должны заменить на новые, но ни город, ни область до сих пор не торопились их строить, ведь стоимость организации только одного из них, по оценкам специалистов, составляет около 2 миллионов долларов. В 2005 году на городские свалки было вывезено 6,5 миллионов кубометров мусора. На самом деле эта цифра значительно выше – ведь кроме 11 полигонов и 60 санкционированных свалок в Ленобласти, куда вывозят отходы из Петербурга, существует и около 70 несанкционированных. Вывоз мусора из Петербурга осуществляют частные коммерческие структуры - автопарки «Спецтранса» и около 400 малых фирм. «Дикие» свалки и искажения в учете бытовых отходов привели к тому, что ответственность перевозчиков заканчивается вывозом мусора со дворов. А поступление и учет мусора осуществляется по факту доставки на завод и полигоны. Другими словами, в этой сфере царит хаос. Однако прибыль перевозчиков и переработчиков мусора исчисляется миллионами долларов. Стоимость только услуг по перевозке мусора обходится населению в 1,5 миллиарда рублей. Не говоря уже о том, что по тарифам стоимость вывоза и переработки превышает даже московские показатели. Поэтому не удивительно, что мусорным бизнесом в свое время интересовались различные крупные бизнес-структуры, в том числе и криминального характера. Хозяйственная деятельность же предприятий, занимающихся переработкой отходов, оставляет желать лучшего.


Город вплотную занялся реорганизацией этой сферы. Власти планируют отладить полный финансово-хозяйственный цикл с момента сбора мусора до его переработки, исправить перекосы с тарифами (на вывоз они высокие, на переработку – низкие) и вывести криминальные структуры из этого бизнеса. Сейчас ведется реконструкция завода МПБО-2 в Янино, которая окончательно завершится в 2008-ом году. После ввода первой очереди объемы переработки выросли со 120 до 180 тысяч тонн, а полная реорганизация предприятия позволит автоматически сортировать и перерабатывать в год 360 тысяч тонн отходов. В адресную программу капитальных вложений на проектирование второй очереди «МПБО-2» на 2005-2007 гг. заложено 15 миллионов рублей, а на реализацию концепции по строительству второй очереди - еще 2 миллиона. Интерес в сфере мусорного бизнеса проявляют, по неофициальной информации, структуры ПТК в лице гендиректора организации Юрия Антонова, во времена Владимира Яковлева бывшего вице-губернатором Петербурга. Ему, по слухам, принадлежит идея создания некой коммерческой структуры, призванной взять на себя управленческие функции оператора по перевозке, поставке и переработке мусора. Сейчас же город планирует создание единой системы контроля за производителями, перевозчиками и переработчиками отходов – управляющей компании, которая станет единственным органом, заключающим договора на переработку отходов. Руководство жилищного комитета заявляет, что компания будет некоммерческой.


Кроме этого, в конце прошлого года активный интерес к этой сфере проявлял бывший генеральный директор завода «Степан Разин» Гия Гвичия, который на тот момент продал акции пивного завода и начал активно интересоваться тарифами на перевозку мусора. Именно ему, по неофициальной информации, планировалось передать управление новым заводом МПБО-2 по переработке мусора. Но через несколько месяцев интерес бизнесмена к отходам угас.


Чьи станки?


Проблемы у города возникли с давним монополистом – руководством ЗАО МПБО-1. Генерального директора Юрия Лихачева обвиняют сегодня не только в неправильном ведении дел, но и, как заявила губернатор на недавнем объезде, в «некорректном поведении, связанном с попыткой диктата властям города». Руководство завода, в свою очередь, высказывает недовольство тем, что правительство не идет на подписание государственного контракта с ЗАО, из-за чего предприятие не может вот уже на протяжении полугода выплатить заработную плату сотрудникам. За видимой же финансово-правовой проблемой стоят гораздо большие интересы.


До 2004-го года по договоренностям с городом, руководство ЗАО МПБО-1 должно было завершить реконструкцию завода, но этого не произошло. В результате у завода и власти возникли проблемы, которые и вылились в имущественно-правовой конфликт. Как утверждают на заводе, проект реконструкции был подготовлен еще в 1998-ом году, но так и не был согласован правительством города. Однако, как сообщил председатель жилищного комитета Юнис Лукманов, никакого проекта в природе не существует, а есть лишь пакет разрозненной документации, которую готовили разные проектные организации. На основании того, что реконструкция завода ЗАО не была произведена, осенью 2005-го года КУГИ расторг договор аренды на часть имущества, принадлежащего городу (в основном, недвижимое имущество и оборудование). Но завод с решением города не согласился и обратился в суд. Как сообщил Лукманов, если бы в 2005-ом году у завода был согласованный проект реконструкции и были бы основания надеяться на инвестиционный ресурс, власти пошли бы на продление договора аренды, «не взирая на личность генерального директора ЗАО Юрия Лихачева».


С началом судебных разбирательств о расторжении договора аренды стороны развернули еще один спор, связанный с заключением государственного контракта на переработку отходов предприятием. Власти решили заключить государственный контракт на 2006-ой год с ГУПом МПБО-2, а Лихачеву предложили подписать соответствующий договор уже с ГУПом. Но Лихачев от такого предложения отказался и стал настаивать на заключении госконтракта.


Дело в том, что под госконтракт можно взять кредиты на реконструкцию предприятия, таким образом «задним числом» выполнить обязательства по договору с городом и избежать передачи городского имущества в ведение ГУПа МПБО-2. В суде первой инстанции Лихачев добился решения о незаконности расторжения договора аренды. Но пока шли судебные споры, между Лихачевым и жилищным комитетом продолжались переговоры. Все это время рабочие предприятия не получали зарплату. Руководство предприятия в сложившейся ситуации обвиняет город. Но, по словам Лукманова, комитет предлагал Лихачеву подписать договор хотя бы на две недели для того, чтобы осуществить выплаты сотрудникам предприятия. По его мнению, у спорной ситуации еще одна сторона. «Если бы Лихачев пошел на подписание договора с ГУПом, то косвенно подтвердил бы, что часть имущества на Волхонке находится в ведении МПБО-2. Но он этого не хочет признавать. А если бы был заключен госконтракт, то город фактически признал бы часть имущества в аренде у МПБО-1. Более того, если у него в аренде нет имущества города, мы не имеем права с ЗАО заключать контракт целевым назначением без проведения конкурса», - пояснил Юнис Лукманов. Впрочем, по его мнению, ситуация уже зашла в тупик и этот тупик - «сам Лихачев».


ОМОН как вынужденная мера


Апелляция арбитражного суда признала договор аренды на городское имущество с МПБО-1 расторгнутым. Это решение вступило в силу с момента оглашения, а спустя несколько недель, 25 июня, на заводе появилась делегация представителей жилищного комитета и ОМОН. К тому времени на предприятии больше месяцев действовал объявленный руководством бойкот приему отходов, но приход представителей собственников городского имущества здесь расценили как попытку «захвата» предприятия и стремление выставить свою охрану на заводе. В комитете считают иначе:


«Мои сотрудники приехали на Волхонское шоссе для того, чтобы провести анализ ситуации перед встречей с коллективом, которая должна была состояться в понедельник. Мы должны были объяснить коллективу, что происходит на ЗАО, почему сотрудники не получают зарплату и что мы собираемся делать дальше», - рассказал Юнис Лукманов. С его слов, ситуация выглядела следующим образом: входу на предприятие помешали сотрудники охранной структуры «Лев», нанятые ЗАО МПБО. Лукманов порекомендовал позвонить в разрешительную систему ГУВД. Те, в свою очередь, после неудачных попыток повлиять на ситуацию, обратились к сотрудникам отряда милиции особого назначения. Только после прибытия ОМОНа охрана решила пропустить представителей жилищного комитета на предприятие.


В это время на полигоне в Новоселках тушили пожар. Лихачев в понедельник на митинге заявлял о том, что власти города, вместо того, чтобы помогать локализации возгорания на полигоне, захватывают предприятие. В жилищном комитете подобными заявлениями были крайне возмущены. «Власть, кстати, как раз таки помогает в тушении пожара. Части МЧС и Комитет по благоустройству поставляли грунт, для того, чтобы локализованный пожар был полностью потушен. И вообще, кто это полигон должен был охранять или как минимум обеспечить наблюдение?»


Вокруг самого полигона также развиваются имущественные споры. На основании акта проверки его состояния, признанного неудовлетворительным, КУГИ уже подало исковое заявление о расторжении договора аренды с МПБО-1 и на эту территорию. Город уже пригласил зарубежных специалистов для рекультивации производства. В дальнейшем власти планируют провести переговоры с областным правительством для того, чтобы изъять еще один полигон, арендованный МПБО-1 - на Волхонском шоссе.


Передел


Сейчас власти города больше не ведут переговоров с руководством предприятия. А сотрудникам предлагается перейти на работу в ГУП МПБО-2. Как заверили в комитете, если коллектив примет предложение властей, то на работу в ГУП будет переведен лишь формально, оставшись на своем родном предприятии, часть имущества которого уже передана в ведение МПБО-2. Однако, по словам Лукманова, руководство занимается запугиванием трудового коллектива. «Люди боятся. Идет запугивание сотрудников. Они просят: «Уберите Лихачева и мы готовы с вами сотрудничать», - говорит Лукманов.


Юрий Лихачев же, по некоторым сведениям, планирует передать крупный пакет акций ЗАО другой организации и сам хочет уйти с завода. По неофициальной информации, акциями заинтересовался известный влиятельный бизнесмен Владимир Барсуков (Кумарин). Город же планирует осуществить реконструкцию предприятия и сейчас рассматривает несколько вариантов. Реконструкцию планируется произвести без остановки производства, либо остановки на короткий период времени. Город планирует найти серьезные инвестиционные ресурсы. Как сообщил Лукманов, скорее всего, конкурс на реконструкцию будет проводиться в закрытом режиме, чтобы не допустить в эту сферу случайные или связанные с криминалом структуры.


Александра Медведева