В мае в Выборгском районе Ленинградской области поисковиками санкт-петербургского объединения «Северо-Запад» под руководством Ильи Дюринского в районе станции Лейпясуо обнаружены обломки советского самолета, погибшего 23 декабря 1939 года в полосе наступления 7-й советской армии.


Именно в этих местах 23 декабря 1939 года финские войска перешли в контрнаступление и развернулись жестокие бои, так как целью финского наступления была попытка окружить с двух сторон и уничтожить советские войска, сильно вклинившиеся в финские укрепления в районе Сумма — Лейпясуо.


Как рассказал корреспонденту «47News» руководитель поисковых отрядов Ленинградской области Илья Прокофьев, при очередном обследовании болота, которое в годы войны служило нейтральной полосой между финскими и советскими позициями, поисковики увидели заросшую мхом большую воронку из которой, возвышаясь над болотом, торчали стойки шасси самолета. Уже в мае удалось установить тип погибшего самолета. Им оказался довольно редкий экземпляр одной из модификаций советского самолета-разведчика Р-5. Самолеты Р-5 строились в СССР с 1928 года и многие из них дожили и приняли участие не только в советско-финской войне, а также и в годы Великой Отечественной войны. Это был двухместный одномоторный самолет-биплан и оснащался моторами М-17. В 1934 году на самолете этого типа были проведены дополнительные доработки, связанные с установкой обтекателей-зализов нижнего крыла и устройства бомбоотсека в фюзеляже. Такие самолеты стали именоваться ССС (скоростной, скороподъемный, скорострельный).


В годы финской кампании в составе 7-й советской армии на самолетах ССС летал 16-й корпусной авиаотряд. По обломкам самолета и характеру повреждений поисковики пришли к выводу, что данный самолет был сбит истребителями противника, сильно горел и упал кабиной вниз, разбившись об замершее болото. При тщательном осмотре обломков самолета удалось установить его заводской номер ССС № 1453 и заводской номер мотора М-17 № 04632.


На основании документов Российского Государственного военного архива было установлено, что самолет ССС № 1453 входил в состав 16-го корпусного авиаотряда ВВС 7. Экипаж самолета состоял из летчика - старшего лейтенанта Григория Ефимовича Перелыгина и стрелка-бомбардира - лейтенанта Якова Яковлевича Насадюка. Самолет был сбит 23 декабря 1939 года в 10.15 в районе железнодорожной станции Лейпясуо, в паре двумя летчиками из финской 3/LLv24 эскадрильи лейтенантами Эйно Луукканеном и Тату Хухананттином.


Получив такие исчерпывающие сведения из российских и финских источников, стало понятно, что экипаж погиб вместе с самолетом. Только в результате проведенных поисковых работ на месте падения останков погибших найти не удалось, и как говорилось выше, были обнаружены только личные вещи погибших авиаторов. Как кажется поисковикам, останки погибших были извлечены еще в 1940 году, когда данная территория была занята советскими войсками. Теперь поисковики пытаются установить по архивным сведениям, где же были похоронены останки погибшего экипажа самолета. Также еще предстоит выяснить все необходимые данные о местах рождения и проживания семей погибших летчиков, для поиска их родных и близких, чтобы рассказать им как погибли их предки. Поиск продолжается...


Материалы предоставлены отделом информации правительства Ленобласти