Морским терминалам разрешат складировать минеральные удобрения в непосредственной близости от морских берегов, следует из законопроекта, одобренного Госдумой в первом чтении. Для Балтики это означает увеличение экспорта в два раза.

8 июля Государственная дума РФ одобрила в первом чтении законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", посвящённый хранению агрохимикатов в границах водоохранных зон на территориях портов. За законопроект проголосовали 313 депутатов, против - 51. Документ корректирует 65 статью Водного кодекса, в соответствии с которой сейчас запрещается располагать склады минеральных удобрений ближе, чем в 500 метрах от берегов российских морей. Как только документ приобретет статус федерального закона, действующие терминалы, у которых эта норма нарушена, легализуются, а строящиеся смогут спокойно начать работать.

Инициатор законопроекта - комитет Государственной думы по транспорту и строительству. 16 июня заместитель председателя комитета Виталий Ефимов заявил 47news: "Это давно пора было сделать".

Представивший на пленарном заседании Госдумы 8 июля законопроект заместитель министра промышленной политики и торговли Михаил Иванов привел статистику. Россия в год экспортирует около 35 млн тонн минеральных удобрений, 24 млн тонн из которых экспортируется морем, в том числе лишь 14 млн тонн - через российские порты. При действующей ставке 10 долларов за перевалку 1 тонны минеральных удобрений страна ежегодно теряет 6-7 млрд рублей только из-за того, что около 10 млн тонн удобрений обрабатываются прибалтийскими портами.

"В 2013 году не очень дальновидные люди внесли поправку в Водный кодекс, запрещающую размещать склады минеральных удобрений в водоохранной зоне. Уверен, писали про склады минудобрений колхозов, совхозов и прочих фермеров, которые складывают мешки на землю в сарайчиках, и если идут дожди, то все течет в речку. Никто не подумал про терминалы по перевалке удобрений, теперь появился риск, что требование будет толковаться расширительно. На морском терминале склад располагается непосредственно у причала - никто не захочет полкилометра тащить груз со склада на судно. Оборудование морского терминала практически полностью исключает просыпи удобрений, риски попадания в воду.

В этом году, мы провели серьезную работу по анализу терминалов минеральных удобрений в различных странах - почти на всех склады располагаются вплотную к причалам. Расстояние варьируется от 50 до 150 метров.

Сегодняшнее требование Водного кодекса удалить их более чем на 500 метров от берега ведет к неконкурентоспособности российских терминалов, снижает конкурентность российских минеральных удобрений на мировых рынках", - рассказал директор по направлению "Логистика и аналитика" ООО "Морстройтехнология" Александр Головизнин.

На российском побережье Балтики новый законопроект интересен двум крупным игрокам - ООО "Приморский УПК" Ильи Трабера и ООО "ЕвроХим Терминал Усть-Луга" Андрея Мельниченко. Первый собирается построить перевалочный комплекс в порту Приморск, второй - в Усть-Луге. Масштаб замысла Трабера - 5 млн тонн минеральных удобрений в год, масштаб Мельниченко - 6 млн тонн.

Обработавший в прошлом году 3 млн тонн удобрений усть-лужский "Европейский серный терминал" Александра Жукова, наверняка, тоже интересуется законопроектом, который легализует его склады, расположенные как раз на запретном берегу Финского залива.

В 2019 году Россия экспортировала 34 млн тонн минеральных удобрений, 12,4 млн из которых приходится на отечественные порты Балтийского моря. Заявленные компаниями Ильи Трабера и Андрея Мельниченко планы почти удвоят эту статистику, если Государственная дума поможет. Она пытается, первый шаг сделан.