Компании из Ленобласти выходят на рынок Китая. Поднебесной подкинут комбикорма, кантуччи и мёда с янтарём. 47news узнал, сколько за это заплатит казна региона.

По информации Центра развития промышленности Ленобласти, до конца года минимум три производителя товаров из Ленобласти собираются начать торговлю на электронной китайской площадке Alibaba.com. Это ООО "Сясьстройский хлебозавод", ООО "Эликсир" из деревни Старое Поддубье под Гатчиной, и Тосненский комбикормовый завод.

Продукцию хлебозавода из Сясьстроя на полках видят покупатели сетевых магазинов в Петербурге и Ленобласти, а также на юге России, в центральной России и Поволжье. Пекари рассказали 47news, что у них уже есть опыт международных поставок — в этом году партию продуктов из Ленобласти отправили в США. Успех настолько вдохновил производителей, что в Китай планируют выходить сразу в сегмент "премиум".

- На китайской площадке представим итальянские кантуччи (сладкие сухари — ред.), они более знакомы китайцам. Сейчас разрабатывается премиальная упаковка - она должна выдержать длительную транспортировку и сохранить товарный вид. Также готовятся фотографии для загрузки в личный кабинет на сайте торговой площадки, - рассказала 47news заместитель генерального директора хлебозавода Лидия Юдина.

По её словам, до конца года планируется отгрузить Китаю "небольшую партию в три-четыре тонны", так как сладости серьезно уступают по популярности хлебу.

- С помощью площадки рассчитываем найти дистрибьюторов и через них выходить в местные сети. Если объемы будут расти, подумаем о собственной рознице, - как показалось, мечтательно добавила Юдина.

Замгендиректора отметила, что к цене на сясьстройские сухари в Китае прибавят затраты на логистику — от четырех до шести тысяч долларов за всю партию. Сроки доставки, по словам топ-менеджера, приблизительно схожи с логистикой за океан и составляют чуть больше месяца.

В "Эликсире", который производит мед, косметику с добавлением янтаря, а также специи и приправы, с объемами поставок пока не определились. Основные клиенты - SPA-комплексы и косметические салоны. Генеральный директор компании Константин Федосеев рассказал 47news, что соглашение с Центром развития промышленности Ленобласти и официальным сервис-партнером Alibaba в России планируют подписать в течение недели. Так что первые поставки запланированы на конец 2019 — начало 2020 года.

- Китайский рынок очень большой, средние зарплаты там выше российских, так что видим хороший потенциал, - оптимистично заявил Федосеев. - Везти планируем наши профильные товары. Они, насколько я понял, пользуются там большим спросом.

Общие объемы производства он назвать отказался, отметив лишь, что в прошлом году специй продано примерно на 15 миллионов рублей.

Самым же первым на электронную площадку должен выйти Тосненский комбикормовый завод. Однако узнать о планах компании на экспансию не удалось - ее представители на связь с 47news не вышли.

Отметим, что на электронную площадку Alibaba пускают не всех подряд. Приоритет у тех, кто уже торговал в сегменте b2b и имеет контакты за рубежом.

- Желающим работать в Китае также нужно будет предъявить сертификаты международного образца, фото продуктов, описание, а также этикетки и упаковку на английском. Нужно подтвердить наличие грамотного отдела логистики, то есть возможность оперативно доставлять грузы, - отметили в "Центре развития промышленности Ленинградской области".

Будущим экспортерам нужно заключить трехстороннее соглашение с официальным сервис-партнером китайского онлайн-гиганта — ООО "ПАЛ" - и тем же региональным Центром развития промышленности. Там предложат заполнить подробную анкету о компании. Как правило, на четырех листах.

- С момента обращения до непосредственного выхода на площадку может пройти полтора, максимум, два месяца. После обработки данных Центр передает их нам. Мы, в свою очередь, выбираем подходящую категорию для товаров, подбираем оптимальный тариф и размещаем информацию, - объяснил 47news руководитель отдела развития "ПАЛ" Михаил Мартынов.

Для понимания, экспортерам из России заводят личный кабинет и предлагают на выбор три годовых пакета: "Базовый" за 1399 долларов, "Стандарт" (2999$) и "Премиум" (5999$). Тарифы отличаются приоритетом в показе покупателям и количеством товаров, которые можно выставить на электронную витрину. Например, обладатели "Премиума" всегда на вершине списка, а покупателям демонстрируют 28 наименований. Владельцы "Базового" пакета находятся ниже, а на витрине допускается до пяти продуктов. Заметим немаловажную мотивацию — абонентскую плату вносит Центр развития промышленности, а, значит, деньги поступают из казны Ленобласти.  

Также из бюджета для каждой фирмы потребуется один раз выделить порядка 60 тысяч рублей. Около 40 тысяч стоит создание мини-сайта - витрины, 10 — на размещение десятка наименований и столько же - на обучение сотрудника.

- Курсы проходят удаленно, это два занятия продолжительностью два часа. В основном, учат нормам общения с клиентами, навыкам международного документооборота и просмотру статистики. После занятий сотруднику остается только вовремя отвечать на запросы клиентов. Предполагается, что такой менеджер хорошо владеет английским, но, в целом, можно справиться и с помощью онлайн-переводчика, - рассказал Мартынов.

Будущие экспортеры из Ленобласти, кстати, не испытывают дефицита кадров со знанием  иностранных языков, а расширять штат будут только при необходимости. Так, в "Эликсире" предположили, что отвечать на вопросы покупателей будет менеджер по работе с интернет-магазинами. А представители "Сясьстройского хлебозавода" уверенно заявили  47news, что на английском говорит большая часть их штата - от генерального директора до рядовых сотрудников.

Система работы с электронной площадкой предполагает также два отчета в месяц. Один предоставляет компания о проведенных сделках, другой — Alibaba об активности аккаунта.

- Это нужно, в первую очередь, для ранжирования в списке выдачи. То есть, скажем, из десяти подписавшихся на "Премиум" пакет, выше будет тот, чей менеджер чаще заходил в личный кабинет, - объяснил Мартынов.

Представитель компании отметил, что фирмы из Петербурга и Ленобласти пока только начинают выходить на международные рынки и значительно уступают столице. К октябрю 2019 года на Alibaba.com свои предложения разместили более 160 экспортеров из Москвы.

Андрей Карлов,
47news

Справка:

Alibaba Group основана в 1999 году китайским предпринимателем Джеком Ма, штаб-квартира располагается в городе Ханчжоу. Интернет-ритейлер специализируется на b2b и розничной онлайн-торговле. Согласно отчету за 2018 год, выручка составила 117,2 млрд долларов. Группа компаний управляет 13 электронными площадками. На крупном и мелком опте специализируются 1688.com и Alibaba.com. Последний в месяц, по данным из презентации Центра развития промышленности, посещают 185 миллионов пользователей. Порядка 25% всех запросов приходится на территорию Китая, еще 25 % - на Европу, около 15% клиентов приходят из США, оставшиеся 35 распределяются между покупателями из других стран.

По данным информационной системы "СПАРК-Интерфакс", ООО "Сясьстройский хлебозавод" зарегистрировано в июне 2015 года на Кольцевой улице в Сясьстрое. Управляет компанией Лариса Маничева. Согласно отчетности за 2018 год, выручка составила 134,6 млн рублей, чистая прибыль — 1,6 млн рублей.

ООО "Эликсир" зарегистрировано в деревне Старое Поддубье в декабре 2017 года. Фирмой руководит предприниматель Константин Федосеев. По данным отчетности за 2018 год, выручка ООО "Эликсир" составила две тысячи рублей. Показатель чистой прибыли составил минус 209 тысяч рублей.

ЗАО "Тосненский комбикормовый завод" зарегистрировано в июне 1998 года в деревне Нурма. Генеральный директор предприятия — Николай Сурушкин. Согласно отчетам компании за 2018 год, на продаже комбикорма и других продуктов завод заработал 780,1 млн рублей, чистая прибыль составила минус 126,1 млн рублей.