Верховный суд отменил категорическое ограничение на бизнес и качество жизни ради павших на 30 тысячах гектарах под Кировском. Коммерсанты готовят иски к комитету по культуре на сотни миллионов. Год назад давили за наследие, сегодня говорят о наглости.     

В ближайшее время станет публичным решение Верховного суда от 5 июня о признании недействующим приказа комитета по культуре правительства Ленобласти "Об установлении границ территории, требований к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения-достопримечательного места "Военно-мемориальная зона "Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 годов". Его появлению предшествовало то, что в обиходе стали называть "танцы на костях" - то есть перепалка поисковиков, бизнесменов и властей вместе взятых

Если спрессовать историю, то в апреле 2018 года под Кировском была очерчена территория площадью 30 тысяч гектар, где нельзя вести абсолютно никакой хозяйственной деятельности. В том числе и местным жителям, и дачникам. В границы новой мемориальной зоны вошли территории Синявинского, Приладожского, Назиевского, Мгинского и Путиловского поселений Кировского района. Произошло это после атаки поисковиков на бизнес по добыче песка и визита на "Невский пятачок" Владимира Путина. Там, как известно, воевал его отец. Как говорят, гарант негромко посоветовал проработать защитные меры для обагрённых кровью мест.

Карта.jpg

По словам гендиректора компании по добыче песка "Кампес" Германа Макарова, сорванные контракты оцениваются им в сумму более 150 млн рублей. Выплата компенсаций уволенным работникам, прекращение лизинговых договоров на оборудование и арендная плата за землю — ещё примерно 10 млн рублей. Фирма была одним из инициатором судебного толкования.

- Последнее время мы буквально выживали. Несколько десятков человек пришлось сократить. Зарплату еле-еле удавалось выплачивать. Добывать песок мы не могли - отгружали, что уже было.  Сейчас собираем все материалы, необходимые для подачи иска в суд к комитету по культуре. Считаем точную сумму ущерба, - рассказал Макаров.

У фирмы лицензия до 2026 года, выданная комитетом по природопользованию правительства Ленобласти на работу в карьерах "Малукса-1" и "Малукса-2" на участках Мгинского лесничества в районе озера Долгое. Одним из контраргументов коммерсантов было то, что при подготовке охранных границ, призванных "сохранить целостность сложившегося историко-культурного ландшафта", в них включили даже те карьеры, где песок добывали с советских времён.

Представитель компании "Буцефал", карьер которой также попал в мемориальную зону, Сергей Филаретов заявлял 47news, что в подготовку к работе вложено 135 миллионов, упущенная выгода по запасам оценивается примерно в 400 миллионов. Ещё на 72 млн сорвано контрактов, сообщил он сегодня.

- Конечно, будем судиться. Так нагло нельзя всё отбирать. Вот представьте: вы в банке взяли денег в долг, построили дом. После этого вам говорят - пошёл вон. Потом приходят приставы, всё отбирают, а в банке вас называют мошенником, - кипятится собеседник, добавляя, что получилась парадоксальная ситуация. - На нас в суд подали за то, что мы аренду за землю не платим.  То есть комитет по природопользованию говорит, что не лишал нас лицензии — платите. Комитет же по культуре запретил работать. Нормально?

Глава администрации Кировского района Алексей Кольцов считает, что сохранять сохранившийся исторический ландшафт - это правильно. Но там, где территория после войны уже освоена, это не имеет смысла. В пример он приводит промзону под Кировском.

- Что там сохранять, если уже сто раз всё изменилось? Зато мы не можем привлекать туда предприятия и инвестиции, - считает чиновник.

Ещё более насущным стало попадание в "мёртвую" зону посёлка Молодцово, где выделены участки под строительство 103 домов для многодетных семей.

- Мы собрались готовить проект для создания инфраструктуры — дороги, сети водо- и газоснабжение. Средства нужны серьёзные. Деньги для этого по региональной программе даёт областное правительство. Но нам, естественно, отказали. Там ведь ничего строить нельзя, - рассказал Кольцов.

В блоке экономического развития и инвестиционной деятельности регионального правительства выразили сдержанный оптимизм решением Верховного суда.

- Конечно, этот запрет вызывал нервозность у инвесторов. Публично вам никто не скажет, но все вздохнули с облегчением. Как, спрашивается, привлекать бизнес туда, где лопату в землю воткнуть нельзя? - отметил один из собеседников.

Оптимизм экономистов понятен, ведь возможные расходы правительства Ленобласти на возмещение убытков компаниям оценивались в 1,5 млрд рублей.

Председатель комитета по культуре Евгений Чайковский, подписавший дезавуированный судом приказ, на звонок не ответил. Его помощница пообещала в ближайшее время ретранслировать мнение шефа, добавив, что, возможно, Чайковский скоро призовёт журналистов на брифинг по этому вопросу.

С президентом поискового отряда "Ингрия" Евгением Ильиным, с которого началась эта история два года назад, связаться тоже не удалось. Когда распоряжение по культуре только вышло, он говорил 47news: "Я занимаюсь этим делом 13 лет и испытываю глубочайшее удовлетворение".

Кстати, как теоретически верно отметил один из собеседников 47news: "Что мешает комитету по культуре выпустить ещё один приказ со слегка изменёнными формулировками?"

 

Виктор Смирнов,
47news

Справка:

Согласно уже отменённому приказу, территория достопримечательного места поделена на две зоны. В "зоне охраняемого ландшафта" запрещена добыча полезных ископаемых, бурение скважин, устройство мусорных свалок и полигонов ТБО, а также лесозаготовительные работы. Во вторую зону вошли территории населенных пунктов и территории, предназначенные под застройку. На них запрещена деятельность, разрушающая целостность сложившегося историко-культурного меморативного ландшафта, а также не допускается изменение правил землепользования и предоставление новых земельных участков для строительства.

За проект утверждения границ мемориальной зоны комитет по культуре взялся после обострения конфликта между поисковиками отряда "Ингрия" и компании "Кампес". Активисты стали находить на месте песчаного карьера кости павших бойцов, а менеджмент компании заявлял об искусственном и даже постановочном характере находок.

Добавим также, что, пытаясь соблюсти баланс между интересами поисковиков и предпринимателей, правительство Ленобласти подготовило в прошлом году законопроект "О проведении изыскательско-поисковых работ в границах территорий Ленинградской области, на которых в период 1939-1944 годов велись боевые действия". Проект предполагал обязательные "изыскательско-поисковые работы" за счёт бизнеса и жителей. В своём отзыве на законопроект прокуратура указала на дублирование двух федеральных законов, двух приказов Минобороны, нарушения Гражданского, Земельного, Лесного и Налогового кодексов, Указа президента, а также методики проведения антикорупционной экспертизы. Законопроект ставит под сомнение даже Конституцию.  Кстати, законопроект не понравился и поисковикам. В ноябре прошлого года Ленобсуд признал закон противоречащим Конституции.