С начала эпохи санкций российские топы публично клялись в верности отечеству, читай, лидеру. Вдруг отрекся председатель "Реновы". 47news собрал все показания.          

На Петербургском международном экономическом форуме председатель "Реновы" и "Сколково" Виктор Вексельберг выступит 6 июня модератором панельной дискуссии "Создавая будущее вместе". Накануне он дал интервью Financial Times по поводу персональных санкций США: "Для меня это полный кризис в жизни. Это не про деньги, не про бизнес. Это моя личная ситуация... Для меня весь мир был полон возможностей. А теперь что я могу?"

Странно. Ведь, например, глава "Роснефти" Игорь Сечин еще в апреле 2014 года заявил "Известиям": "Я расцениваю последние шаги Вашингтона как высокую оценку эффективности нашей работы".

47news вспомнил, что перед прошлым петербургским экономическим форумом в редакцию звонили представители пресс-службы миллиардера. Они звали на встречу с шефом на полях в Шушарах. Он вроде бы был готов рассказать про всякие новые штуки из Сколково и про Музей Фаберже, патроном которого Вексельберг является. Тема личных санкций не приветствовалась. Сегодня он ожидает решения Управления по контролю за иностранными активами Минфина США на его петицию об исключении из санкционного списка и продолжает уверять американского журналиста: "Я никогда не мог бы предвидеть ситуацию, в которой оказался".

До него никто из отечественных крупных фигур из "черных санкционных списков" не признавался в дискомфорте.

Так, бизнесмен из окружения Путина Тимченко бесстрашно в августе 2014 говорил ТАСС: "Америку более всего и злит, что мы не легли покорно под нее, как делают остальные. Отсюда и такая враждебная реакция... Не надо пытаться давить на Россию! Шантаж контрпродуктивен. Мы все вытерпим и найдем выход из ситуации".

Депутаты под санкциями — отдельная каста героев. Речь спикера Вячеслава Володина на Валдае"14 про западные атаки - апофеоз лаконичности: "Есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России". Ему вторит депутат Владислав Резник: "Оказаться в списках среди таких достойных и уважаемых людей было для меня неожиданно, но почетно. Продолжу дальше работать на благо России", - заявил он в апреле 2018 года.

Пожалуйста: Аркадий Ротенберг в октябре 2014-го "Интерфаксу": "На мою жизнь санкции какого-то кардинального влияния в принципе не оказывают. Хотя морально это тяжело – я не политик, мои права нарушены, почему из-за какого-то бреда я не могу что-то делать, куда-то поехать?" С ним отчасти солидарен глава "Ростеха" Сергей Чемезов. "Я за свою жизнь столько поездил по миру, поэтому никакого ущемления не чувствую", заявил он Ъ под занавес 2017 года.

Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер сожалел, что его обошли коллеги. "Не попав в первый список санкций, были даже некоторые сомнения: может, что-то не так? Но нет, наконец-то включили. Значит, делаем все правильно", — сказал Миллер в интервью НТВ. Под санкциями США он, как и Вексельберг, с апреля 2018 года.

Тогда же в список нерукопожатных внесли министра внутренних дел Владимира Колокольцева, но он в отличие от Вексельберга, будучи под санкциями, сумел посетить Нью-Йорк. Там проходила встреча с руководителями полицейских ведомств государств - членов ООН. "Проблем особых я не вижу и не почувствовал", - заявил по итогам американского вояжа Колокольцев.

До Виктора Вексельберга без открытой гордости о своём попадании под санкции осторожно рассуждали только два российских финансиста-тяжеловеса — владелец холдинга "Русал" Олег Дерипаска и президент - председатель правления ВТБ Андрей Костин. Но Дерипаска не уходил в личное. С американским Минфином бодается в судах, требуя убрать себя из "кремлёвского доклада", то есть, по сути, не связывать себя с главой государства. "Они действовали по принципу вендетты", — заявил он тому же Financial Times.

Из тех, кто не погружается в ура-патриотизм - Андрей Костин. Но он не столь боевит как Дерипаска.  С санкциями президент ВТБ потерял любимые Восточное побережье и Средний Запад Америки. "Мне нравится кататься на лыжах в Колорадо. Но теперь я не могу этого делать... Я определенно буду скучать по Нью-Йорку, потому что я люблю этот город. Но я надеюсь однажды туда вернуться", - вздохнул при разговоре с корреспондентом CNBC Костин.

 

Александр Калинин,
47news

 

Справка:

Под санкциями находятся глава Росгвардии Виктор Золотов, секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев, руководитель Роскомнадзора Александр Жаров. Но они, как правило, свою точку зрения доносят с помощью пресс-служб. А в них говорят про "высокую оценку работы" и "отсутствие репутационных рисков".

Сегодня под разного рода международными санкциями четыре десятка россиян — бизнесмены, чиновники, политики: кто-то в списке США, кто-то в ЕС, кто-то в обоих, за Крым, за Магнитского, за кибератаки, за химоружие, за Венесуэлу с Сирией и  с Ким Чен Ыном. За период действия санкций состояние российских олигархов главным образом сокращалось. Вексельберг и Дерипаска несли самые серьёзные убытки. Зато Тимченко сумел прибавить в финансовом весе. Также под санкциями находятся более пятисот российских организаций — банков, инвестиционных государственных и частных компаний.