Межправительственная рабочая группа разрабатывает сервис поиска водителей, управляющих автомобилем после лишения водительского удостоверения, пишут в понедельник "Известия". Искать "лишенцев" планируется в том числе с помощью камер видеофиксации нарушений ПДД.

Межправительственная рабочая группа НТИ "Автонет" в рамках проекта "Автодата" готовит сервис по выявлению автомобилей, владельцы которых лишены водительского удостоверения.

Технически всё будет решаться так: для начала наемные операторы "Автодаты" проанализируют базу ФИС ГИБДД по административным делам, чтобы найти регистрационные номера транспортных средств, у владельцев которых изъяты удостоверения. Поскольку проект "Автодата" опирается на телематику подключенных автомобилей (машины с SIM-картами, через которые передается и принимается информация), то точное позиционирование будет осуществляться после того, как интеллектуальные транспортные системы дороги и операторы телематических систем засекут автомобиль нарушителя.

Правда, в "Автонете" отмечают, что сейчас инфраструктура российских дорог далека от желаемого инновационного развития, поэтому первоначально ставка будет всё же на камеры видеофиксации ГИБДД, ЦОДД и сторонних коммерческих организаций, которые региональные власти нанимают для видефотофиксации в рамках государственного частного партнерства. Минимальная задача — локализовать область постоянного перемещения нарушителя без прав. Потом эти данные передадут в ГИБДД, для перехвата правонарушителя отрядом ДПС. Доступ к камерам (ИТС ГИБДД, ЦОДД и прочим — ред.) видеофиксации будет законодательно закреплен в рамках нормативно-правовой поддержки "Автодаты".

Проект планируется реализовать в течение трех лет, как и в целом саму базу "Автодата". Сколько потребуется денег для разработки сервиса по выявлению лишенных прав водителей, в "Автонете" не уточнили. В общей сложности на платформу "Автодата" предполагается потратить из казны 3 млрд рублей. Ожидается, что проект будет реализован как государственно-частное партнерство.

В "Автонете" не пояснили, будут ли данные о передвижении  "водителей-лишенцев" предоставляться правоохранительными органам безвозмездно или за плату. Впрочем, в рабочей группе признают, что подобный сервис бессилен в отношении "водителей-лишенцев", пересевших за руль автомобилей, не оформленных на них в МРЭО ГИБДД.

Впрочем, проект "Автонета" по слежению за частными автомобилями, пусть и с благой на первый взгляд целью, противоречит ряду нормативных документов, предостерегает вице-президент "Движения автомобилистов России" адвокат Леонид Ольшанский.

— Слежка за автомобилем гражданина — это в первую очередь нарушение федерального закона "О персональных данных". Более того, в том или ином виде получая эту информацию, "Автодата" подпадает под действие 137-й статьи Уголовного кодекса о "Нарушении неприкосновенности частной жизни" (предполагает различные штрафы и лишение свободы на срок до пяти лет — ред.), — объясняет адвокат. — Такую информацию можно получать исключительно по запросу следователя в рамках возбужденного уголовного дела или по запросу суда.