До тех пор, пока в Кудрово не построят метро, жители будут добираться до Петербурга на гондолах. Это дешевле, чем скоростной трамвай, и быстрее, чем на самокате. Так не шутит  губернатор Дрозденко. На горизонте инвестор.

Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, похоже, придумал, как сотворить транспортное чудо в густозаселённом Всеволожском районе. На Международном арктическом форуме, проходящем в эти дни в Петербурге, он заявил, что рассматривает альтернативные виды транспорта для разгрузки города Кудрово, где уже через десять лет будет жить двести тысяч человек.

"Один из них - мы в ближайшее время будем презентовать это коллегам из Санкт-Петербурга - канатный транспорт. У нас есть инвестор, который нам предлагает реализовать это. Мы посмотрели расчеты - абсолютно спокойно реализуемый проект: из центра Кудрово до метро "Проспект Большевиков" канатный транспорт высотой около 50 м, когда нон-стоп будут двигаться вагончики, и люди будут переезжать спокойно из Кудрово, пока не ввели метро", - цитирует Дрозденко агентство ТАСС.

По словам губернатора, длина канатной дороги составит около 4 км, стоимость реализации проекта примерно совпадает со стоимостью скоростного трамвая. Отметим, последняя из обсуждавшихся идей прокладки скоростного трамвая — это вариант от Петербурга до Всеволожска. Предполагалось, что семь-восемь километров обойдутся в 4 млрд рублей. Метро же обещают построить в 2025 году

"Я сначала отнесся к этому проекту скептически, но посмотрел расчеты и убедился, что он абсолютно окупаемый, - убеждает губернатор. - Не нужны никакие дороги, не нужны особые согласования, и расстояние там небольшое. Если Петербург согласует, то это достаточно хороший альтернативный вид транспорта".

Отметим, с подозрением отнеслись к идее и подчинённые главы региона, большинство которых, по всей видимости, узнали о ней из прессы. К примеру, вице-губернатор по экономике Дмитрий Ялов не захотел развивать тему, кто мог бы стать инвестором. Удивление некоторых было настолько явным, что они сначала спрашивали, не розыгрыш ли это.

Глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский оказался в курсе проекта. По его словам, теоретически такой вид транспорта может за сутки перевезти, как минимум, четыре тысячи человек.

"Очень здравая мысль. Я видел такие в Барселоне, для нас это был бы выход из положения. Главное — построить опоры, не думаю, что с этим возникнут трудности", - спокойно считает он.

Вице-губернатор по строительству Михаил Москвин, отвечающий и за дороги, и за транспорт, также заявил, что знает о проекте, но только по верхам.

"Хорошее предложение. Скорость будет не менее 20 километров в час. Между прочим, быстрее, чем на самокате, а это сегодня самый популярный вид транспорта в Кудрово", - высказал мысль он.

В реальной жизни он передвигался на подобной трассе в Нижнем Новгороде и уверяет, что страшно не было.

Заместитель начальника управления по транспорту Михаил Присяжнюк отреагировал фразой: "Почему бы и нет?". Позже пообещал, что если к нему зайдет инвестор, который не только заявит, но и воплотит задуманное в жизнь, "будет носить на руках в прямом смысле".

"Это ведь решит и проблему пересечения с железной дорогой, и с обилием личного транспорта. Честно говоря, не видел ни разу инвестора, но уверен, что в случае реализации проект окупится быстро, может, не за два-три года, но всё-таки", - сказал он.

По данным 47news, саму концепцию главе региона мог изложить владелец компаний "Росинжиниринг" и "Охта-Парк" Дмитрий Новиков. Максим Горелов, директор фирмы "Северо-Запад Инжиниринг", за которой, как считается, тоже стоит Дмитрий Новиков, сообщил 47news, что об обсуждаемых планах не слышал. Хотя, по стечению обстоятельств, сам он лично имеет опыт строительства канатных дорог.

"Строили для Газпрома в Сочи. Опоры до 70 метров, пропускная способность до 7 тысяч человек в час. О цене не возьмусь говорить, очень много вводных", - рассказал он.

По словам опрошенных экспертов, среднюю стоимость канатной дороги назвать крайне сложно из-за индивидуальных особенностей каждого проекта.

- Если брать идеальные условия — прямую без гор, рек и прочих препятствий и при необходимости перевозки до 2,5 тысяч человек в час, то можно говорить минимум о пяти миллионах евро за километр. То есть, около полутора миллиардов рублей за четыре километра. Если речь идёт о загрузке до шести тысяч человек, то в этом случае цену вам без предпроектных исследований не назовёт никто. Тем более, что оборудование необходимо исключительно европейское, - рассказали 47news в отечественной компании-производителе "Скадо", добавив, что на стройку уходит примерно 2-2,5 года, львиная доля из которых тратится на проектирование, согласования и экспертизу.

Касаемо характеристик, минимальная высота опор не может быть ниже 10-12 метров. Она складывается из технических регламентов: 3,8 метра от кабины до каната, сама кабина ещё три метра и расстояние до земли не менее трёх метров. Что касается надёжности, то планово, до первой замены каната, конструкция может существовать до 20 лет.

Тем не менее, у опрошенных экспертов инициатива губернатора Ленобласти вызвала лёгкое недоумение.

- Канатку строят там, где она будет дешевле дороги. Где надо преодолевать горы или реки. Из преимуществ — тишина и экологичность. Что касается окупаемости, то в случае с государственными проектами, например, метро и мостами, никто окупаемость не считает, - отметил собеседник в строительной сфере.

По словам председателя комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Юрия Запалатского, стоимость ремонта с элементами реконструкции километра четырёхполосной региональной дороги составляет 100-120 млн рублей. Как и в случае с канатной дорогой, стоимость строительства новой просчитать очень сложно. "Один вынос инженерии может стоить непредсказуемых денег", - отметил чиновник.

В сухом остатке. Если взяться прямо сейчас, построить канатную дорогу от Кудрово до Петербурга можно, как минимум, к концу 2021 года. Это раньше, чем самый оптимистичный срок появления в этих местах станции метрополитена и дешевле, чем скоростной трамвай.

Заметим, использование канатной дороги в качестве альтернативного вида транспорта в местах, где по-другому невозможно разгрузить поток, не является новинкой. Так, в Москве канатная дорога работает в районе станции метро "Лужники", добраться по ней можно до метро "Новая Лига" и "Воробьевы горы", билеты стоят от 200 до 400 рублей. Длина двух маршрутов составляет 720 метров. В начале апреля этого года столице обещан ещё один такой же проект. Предполагается, что через три года на гондоле (так называется тот самый вагончик) можно будет добраться от станции метро "Сходненская" до "Речного вокзала", тем самым сократив время в пути с 45 до 7 минут. Путь составит 2,3 км, а стоимость — 3,2 млрд рублей.  

В качестве пассажирского транспорта канатная дорога используется в Нижнем Новгороде как дублер Борского моста через Волгу. Ее загруженность обусловлена регулярными пробками на этом направлении, особенно в дачный сезон. Длина превышает 3,5 километра, общая сумма вложений оценивается в 950 миллионов, строительство велось два года с 2010 по 2012. Стоимость проезда — 100 рублей.

Не желаем подливать расстройства, но этот транспорт психологически страшнее. Так, 16 марта 2018 года "взбесился" подъёмник канатной дороги на грузинском горнолыжном курорте Гудаури. Травмированными оказались 11 человек, в том числе и четверо россиян. Тогда СМИ сообщали, что в Грузию экстренно вылетели представители австро-швейцарской компании Doppelmayr Garaventa. Самая серьезная катастрофа на канатной дороге тоже связана с Грузией. В Тбилиси в День защиты детей, 1 июня 1990 года, в результате обрыва каната с 20-метровой высоты упали две кабины. Погибли 20 человек. Пассажирами главным образом были тбилисские школьники, празднующие наступление каникул. Однако в 2017 году компанию Doppelmayr Garaventa планировали привлечь к реконструкции канатной дороги в грузинской столице.

Юлия Гильмшина, Виктор Смирнов
47news