Президент раскрыл секрет строительства крупнейшего в Ленобласти терминального комплекса в порту Приморск, куда не ведет железная дорога. Решить проблему Путин поручил министру транспорта, а бизнесмен Трабер приступил к освоению Камчатки.

"Прошу рассмотреть и доложить", - написал Владимир Путин на письме, которое губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко адресовал ему 18 марта. Дата, выведенная президентской рукой в конце резолюции, похоже, содержит недвусмысленную энергию: тянуть не стоит. Поручение адресовано министру транспорта Евгению Дитриху.

По информации 47news, в своем письме областной губернатор выразил обеспокоенность долгосрочностью планов "Российских железных дорог" по развитию сети в районе порта Приморск, а именно в той его части, где предполагается сооружение комплекса морских терминалов по перевалке угля, зерна, минеральных удобрений и контейнеров, инвестором которого выступает ООО "Приморский универсально-перегрузочный комплекс".

По данным "СПАРК-Интерфакс", зарегистрированное 5 ноября 2015 года в Ленинградской области с уставным капиталом в 200 000 рублей ООО "Приморский УПК" принадлежит пяти физическим лицам: 68-летнему петербургскому миллиардеру Илье Траберу (26%), 55-летнему Рамису Дебердееву (26%), 55-летнему Владимиру Даниленко (16%),  46-летнему Сергею Пупко (16%), 42-летнему Артему Бегуну (16%).

В начале письма президенту губернатор Дрозденко сослался на политический тренд - стратегию переориентации российского экспорта из морских портов прибалтийских стран в российские.

Многофункциональный портовый комплекс, который будет способен переваливать до 70 млн тонн грузов в год, предполагается построить на деньги инвестора (объем инвестиций оценивается в 90 млрд рублей) - компании "Приморский УПК" - к 2025 году с запуском первой очереди в 2022 году. Из последних событий - в декабре прошлого года отдельным распоряжением правительства проект включен в схему территориального планирования России в области федерального транспорта. К концу текущего года должны завершиться проектно-изыскательские работы, которые сейчас проводятся.

Вторая часть письма касается неприятного, о чем в конце прошлого года сообщали коллеги с "Фонтанки": в той части порта Приморск, где предполагается строительство терминального комплекса, нет железной дороги, а ближайшая станция Ермилово, от которой она могла бы протянуться, располагается примерно в 6 километрах. Можно добавить, что там нет и более-менее приличной автомобильной дороги, но в данном случае это не столь актуально, потому что морской терминал с оборотом в 70 млн тонн грузов в год никакая автомобильная дорога не обеспечит. Из этого следует и то, что в письме Александра Дрозденко про автомобильную дорогу ничего не сказано.

В то же время в письме говорится о долгосрочной программе развития ОАО "РЖД", регламентирующей строительство в стране новых железных дорог. Губернатора не устраивает во всем этом формулировка "долгосрочная", потому что без железной дороги первая очередь морского терминала в порту Приморск не начнет работать в 2022 году, а эта дата, с точки зрения строительства железных дорог, - перспектива совсем недолгосрочная.

"В целях успешной и своевременной реализации проекта прошу Вас, уважаемый Владимир Владимирович, поручить правительству … Министерству транспорта … и ОАО "РЖД" включить в состав краткосрочных планов развития железнодорожной инфраструктуры осуществление к 2022 году комплекса мероприятий, необходимых для обеспечения пропуска грузовых потоков в сообщении с терминалами ООО "Приморский УПК", - отмечено в письме областного губернатора, датированного, напомним, 18 марта этого года.

Судя по тому, что виза президента помечена тем же числом, рискнем предположить: переход планов по строительству шестикилометровой ветки от станции Ермилово в порт Приморск из категории долгосрочных в категорию краткосрочных - дело почти решенное.

Интересно, что в октябре 2018 года начальник службы корпоративных коммуникаций Октябрьской железной дороги Дмитрий Туринский сообщил автору статьи, что "проект "Строительство вторых железнодорожных путей и электрификация участка Выборг-Приморск-Ермилово" Октябрьской железной дороги не предусматривает строительство железнодорожного участка от станции Ермилово до терминала ООО "Приморский УПК". Надо полагать, в ближайшее время ситуация изменится.

Об этом проекте, как о деле решенном, правительство Ленинградской области заявило 14 февраля на Российском инвестиционном форуме в Сочи. К этому моменту появились и конкретные очертания будущего терминального комплекса:

  • угольный терминал производительностью от базовых 20 млн до перспективных 25 млн тонн в год;  
  • терминал минеральных удобрений производительностью от базовых 5 млн до перспективных 7 млн тонн в год;
  • контейнерный терминал производительностью от базовых 2 млн до перспективных 3 млн 20-футовых контейнеров в год;  
  • терминал генеральных грузов производительностью от базовых 1,2 до перспективных 2 млн тонн в год;
  • зерновой терминал производительностью от базовых 5 млн до перспективных 7 млн тонн в год.

По данным Администрации морских портов Балтийского моря, в 2018 году через все российские порты Балтики было перевалено 246,3 млн тонн грузов, что составляет примерно 30% грузов, переваленных во всех морских портах России. Применительно к этой статистике, 70 млн тонн грузов, которые собирается обрабатывать "Приморский УПК", - это почти треть продуктивности всех наших балтийских портов, включая Калининград. А если планы сбудутся, то петербургский миллиардер Илья Трабер будет контролировать под 100% балтийского экспорта зерна и половину всего балтийского экспорта угля, минеральных удобрений и перевалки контейнеров.

Впрочем, совсем недавно стало известно, что даже это лишь часть замысла. 29 марта информационное агентство "Камчатка-Информ" сообщило о переговорах между представителями Корпорации развития Камчатки и "Приморского УПК". Стороны договорились о подготовке меморандума о сотрудничестве в реализации инвестиционного проекта "Камчатский контейнерный терминал Национальной арктической транспортной линии".
Речь идет о строительстве контейнерного терминала на Камчатке, который окажется замкнутым в одну международную судоходную артерию с будущим терминалом в порту Приморск через Северный морской путь.

"В основу проекта положена концепция "ледовых шаттлов". Суть её заключается в том, что по полярному участку пути грузы транспортируются на судах ледового класса, а на восточной и западной оконечностях трассы осуществляется перевалка контейнеров на суда, предназначенные для плавания в умеренных и тропических водах", - сообщает "Камчатка-Информ".

Таким образом, Илья Трабер собирается стать крупнейшим портовым игроком России, создав собственную инфраструктуру для трансконтинентальных морских грузовых перевозок. Фигурально выражаясь, железнодорожная ветка от станции Ермилово до порта Приморск, резолюцию на письме о строительстве которой поставил российский президент, свяжет Ленинградскую область с Камчаткой по Северному морскому пути.

Константин Шмелев
для 47news