Сигареты получили в России цифровую метку. В министерствах хотят прозрачности рынка. Производители считают миллиардные затраты. Покупателя волнует только цена.

Обязательная маркировка табачной продукции 1 марта стартовала в России. На пачку сигарет наносится сгенерированный специальными средствами цифровой код, который отражает наименование, производителя, дату, время и место выпуска. Так контролирующие госорганы получают информацию о продукции и возможность контролировать ее происхождение.  Покупатель же, отсканировав код через мобильное приложение, сможет узнать, чем он собирается затянуться – контрафактным или настоящим табаком. Если, конечно, захочет.

В тестовом режиме сигареты с цифровой маркировкой стали продавать в апреле 2018 года. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назначил единственным оператором Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), что на 50% принадлежит структуре USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, еще по 25% – у госкорпорации "Ростех" и управляющего партнера Almaz Capital Partners Александра Галицкого.

"Пока окончательных данных, во сколько производителям обойдется нововведение, нет. По предварительным, это около 50 копеек за получение кода, который наносится на пачку. Это только самый минимум затрат, так как еще надо этот код напечатать на каждой пачке, потом необходимо установить программное обеспечение и прочее. Ранее в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ) заявляли, что затраты на всю индустрию составят 1 трлн рублей, но при этом не уточнялось, за какой период и прочие детали, например, включает ли это торговые затраты, ведь каждая точка должна приобрести соответствующие сканеры и программу – и это тоже только минимум", - рассказал руководитель информагентства "Русский табак" Максим Королев.

Как ранее писал РБК со ссылкой на представителей компании Бритиш Американ Тобакко (БАТ) Россия, если стоимость одного кода Data Matrix составит 50 копеек, то производители сигарет будут платить ЦРПТ около 6 млрд рублей в год. Кроме того, в  2018 году БАТ вложила более 1 млрд рублей в подготовку и внедрение системы на производстве и примерно столько же планирует вложить в этом году.

Установка системы и оборудования потребует дополнительных затрат и от торговцев. При этом если для крупных сетей и оптовиков это несущественные деньги, то для небольших точек это серьезный удар по кошельку. 

"Продавать сигареты уже давно стало невыгодно. Если раньше, вложив 50 тысяч рублей в сигареты, можно было заработать около 4 тысяч рублей, то теперь доход станет еще меньше. Но и не продавать мы их тоже не можем, так как люди в основном заходят, чтобы купить сразу все необходимое, в том числе и сигареты", - рассказал владелец магазина по продаже алкоголя в Петербурге.

По словам предпринимателей, из-за ведения новых систем учета возникают проблемы с кассовой техникой. "Касса, даже когда просто пробиваем чек, очень долго думает, грузится. Кроме того, все порты заняты флэш-устройствами других систем, например, ЕГАИС", - отмечают участники рынка.

Эксперты также прогнозируют, что после введения маркировки цены на сигареты вырастут. "Сигареты определенно подорожают. Правда, пока не ясно на сколько, но, как и любое другое нововведение, это, безусловно, скажется на конечной цене", - добавил Максим Королев.

Однако в Минпромторге РФ заверяют, что риска роста цен нет.

"С 1 марта мы приступаем к введению обязательной маркировки табачной продукции. Производители, участвующие в эксперименте, говорили неоднократно, что цифровая маркировка кодом DataMatrix является оптимальным форматом. Так что мы не видим рисков роста цен на сигареты у добросовестных участников рынка в связи с введением системы маркировки", — сказал накануне глава ведомства Денис Мантуров "РИА Новости".

По данным ЦРПТ, в системе уже зарегистрировано более 2,5 тысяч участников – 99% производителей, 88% дистрибуторов, крупнейшие розничные сети и независимые магазины.

"Маркировка защитит в первую очередь потребителей от контрафактной и фальсифицированной продукции, а легального производителя или импортера - от репутационных издержек, позволяя серьезно нарастить долю рынка и объемы выручки. Вследствие этого цены на маркируемую продукцию, как показывают расчеты, могут снизиться на 5-10% при консервативном сценарии. Это менее актуально для подакцизной продукции, чем для остального рынка. Перебоев с поставками из-за начала обязательной маркировки не возникнет и это не приведет к негативным потрясениям на рынке. Но для серого сектора рынка последствия будут драматичными", - рассказал корреспонденту 47news заместитель генерального директора по связям с общественностью и маркетингу ЦРПТ Реваз Юсупов.

У экспертов заявленные планы по отбеливанию рынка вызывают сомнения. По их мнению, на обороте контрафактной продукции это никак не отразится.

"Движение контрафактной или нелегальной продукции никак не связано с этой системой, они существуют параллельно. Табак контрабандой ввозят, потом по каналам он где-то расходится, затем реализуется через интернет или по нелегальной рознице. "Серые" сигареты не участвуют в маркировке, поэтому на них нельзя повлиять. Скорее всего, эта система лишь ухудшит ситуацию, так как легальную продукцию иметь станет невыгодно", - рассказал представитель "Русского табака" Максим Королев.

Внедрение маркировки для разных групп товаров началось в России в 2016 году, когда изделия из меха стали снабжать специальными метками. После этого, в декабре 2017 года, президент РФ Владимир Путин одобрил решение правительства о создании до 2024 года Единой национальной системы сплошной маркировки товаров. Предполагается, что система охватит все отрасли промышленности – от сигарет и лекарств до одежды и детского питания.

Так, в октябре 2018 года на поштучный учет продукции в системе ЕГАИС перешел алкогольный рынок. Система также отслеживает передвижение алкоголя от момента производства или ввоза до продажи конечному потребителю.  

В ближайших планах правительства также маркировка молочной продукции. Планируется, что национальная система маркировки и прослеживаемости будет сопряжена с системой электронной ветеринарной сертификации "Меркурий". "Меркурий" будет "провожать" молоко "от коровы до завода". Этот эксперимент должен состояться до конца 2019 года.

 

Максим Мунгалов,
47news