Новый порядок лицензирования автобусных перевозок запущен с 1 марта. То, что Минэкономики оценило в 6 млрд рублей, в Ленобласти обозвали "головняком".

Сегодня, 1 марта, вступают в силу новые федеральные правила "Положения о лицензировании перевозок автотранспортом для более восьми человек", инициированные Минтрансом. Изменения привычных маршрутов в режиме online не произойдет. Во-первых, на обновление системы дается четыре месяца, во-вторых, транспортные компании начали готовиться к весне заранее. Новые лицензии предстоит получить перевозчикам, которые работают с заказными рейсами, к примеру, доставляют туристов от вокзала до отеля, а также организациям, самостоятельно развозящим сотрудников.

Поголовно у частных перевозчиков должен появится тахограф. Прибор регистрирует скорость движения, а главное режим труда и отдыха водителей. Аналогичные стоят у дальнобойщиков и на международных рейсовых автобусах.

При подготовке законопроекта, вносящего изменения, с критикой выступило Минэкономразвития. Негатив связан не только с затратами на оборудование, но и с категорированием транспорта по обеспечению транспортной безопасности - при покупке новой техники это станет необходимой процедурой. По оценке ведомства, потенциальная нагрузка на перевозчиков, обновляющих подвижной состав, связанный только с этой позицией, в течение пяти лет составит шесть миллиардов рублей.

В Ленобласти не отрицают, что нововведения приведут к масштабным затратам, но пока теряются в цифрах и ждут более точной информациим о том, как работать с новым документом. Посчитать расходы на тахографы пока проще всего.

"Пригородные маршруты уже оборудованы тахографами, с 1 июля они должны стоять на городских маршрутах. Это очень затратная история, десятки миллионов. Точная цифра зависит от того, какой у перевозчика парк. Мы тоже прорабатываем эту тему", - рассказал руководитель службы организации перевозок "Питеравто" Роман Юренев.

По его мнению, установка тахографов на междугородних маршрутах — действенная мера, а в границах города и пригорода, наоборот, глупая.

"Нигде в цивилизованных странах этого нет. Тахограф эффективен, когда автобус или грузовой автомобиль в пути несколько дней. А в городе маршруты имеют небольшую протяженность, поэтому водитель всегда имеет возможность отдохнуть. Не видим в это смысла, но законодателям же виднее", - добавил Юренев.

Всего в 18 районах Ленобласти работает около 50 транспортных предприятий: от небольших ИП, до крупных межрегиональных перевозчиков. Тот же "Питеравто", показавший в 2017 году выручку в 2,4 миллиарда рублей, в Выборгском районе соседствует с ООО "Комфорт", за тот же период указавшее в отчетности 81 миллион рублей.

"Еще нет четкого регламента, как работать с изменениями. У нас, как и других участников рынка, есть лицензия. Она бессрочная. Но будет ее перерегистрация, то есть будет новая форма лицензии. Соответственно, для тех, у кого она уже есть, надо будет предоставить минимум документов. Трудно будет тем, кто это делает впервые. Основная трудность — федеральный закон антитеррористической направленности (ФЗ № 16 "О транспортной безопасности", - ред), который требует транспортные средства откатегорировать. Скорей всего, будет большой наплыв перевозчиков", - считает гендиректор "АТП Барс-2" Андрей Заботин.

Он напомнил, что процедура категорирования транспорта в первый раз занимает от одного до трех месяцев, а на внедрение нововведений отведено всего четыре. Компания Заботина на рынке занимает место ближе к середине — выручка за 2017 год составила 804 миллиона.

"Ну, конечно, это головняк. И с деньгами, и документами. Очередное выжимание средств. И пока многое непонятно, будем просить разъяснений", - сказал гендиректор транспортного предприятия из Всеволожского района "Никкос" Юрий Никишин.

На маршрутах внутри района, по его оценке, тахографы не пригодятся — самый длинный маршрут на его предприятии 25-30 километров. У коллег сопоставимые расстояния. В его случае, когда парк составляет около 60 машин, надеяться на оптовую скидку бессмысленно.

"Около тридцати тысяч за тахограф, плюс установка, плюс обслуживание. Для нас около трех миллионов, навскидку", - посчитал Никишин, не добравший по выручке по итогам 2017 года до 100 миллионов всего 200 тысяч.

Среди опрошенных участников транспортного рынка наибольшую озабоченность закономерно высказал самый скромный по обороту. При этом одно из обоснований нововведения — борьба с нелегальными перевозчиками, которые как раз и не дают жить местным предпринимателям.

"Есть три вида нелегальных перевозчиков. Первые работают вообще без какой-то бы то ни было документации. С ними вопрос решается путем ареста транспорта. Вторые маскируются под такси, но у них количество мест в салоне не превышает восьми. На третьих, что маскируются под заказные рейсы, эта мера окажет влияние", - рассказал 47news замглавы управления по транспорту Ленобласти Михаил Присяжнюк. "Перевозчик — это эталон. Некорректно делить их на больших, средних и малых. Требования к безопасности и к условиям труда должны быть одинаковые", - уверен чиновник.

Напомним, попутно реализуя федеральные инициативы, Ленобласть должна разобраться с собственной, присущей именно ей спецификой. Пока что отложена отмена 68 маршрутов, курсировавших между районами региона и Санкт-Петербургом. Перерыв в тупиковых переговорах взят до 2020 года. Осталась память и от локальных конфликтов. В 2018 году, чтобы разобраться с перевозчиками в отдельно взятом Тихвинском районе, призывали к деятельному вмешательству северо-западного полпреда в прошлом и временного теперь главы Петербурга Александра Беглова.

Никита Дедков,
47news