Служба охраны важных лиц хочет скрыть ведомственные закупки, а депутаты не готовы раскрывать пенсии свои и чиновников. Так, прозрачность медиасреды заставляет власть предохраняться. Дошло уже до засекречивания морковки. 47news посмотрел back in USSR.

25 января заканчивается срок процедуры общественного обсуждения законопроекта,  разработанного Федеральной службой охраны. ФСО предлагает внести изменения в 44-й закон о госзакупках, благодаря которым это силовое ведомство сможет проводить закупки на закрытых электронных площадках, как это сейчас делает Минобороны и ФСБ. Необходимость, по мнению авторов, связана с тем, что "в связи с увеличением количества угроз, в том числе террористического характера, в отношении объектов государственной охраны". Это "позволит обеспечить гарантированное выполнение мер по осуществлению государственной охраны".

При этом, на первый взгляд, структура закупок ФСО не выглядит привлекательной для врагов нашего государства. Ведомство само себя одевает, кормит, причем не только контингент, но и лошадей, управляет недвижимостью и автопарком. Так, 17 января на сайте госзакупок видны торги на поставку моркови на сумму 2,4 миллиона, древесной стружки на 8 миллионов, фуражек на 9 миллионов и рубашек с блузками на 24 млн.

По мнению заместителя президента по информационной политике Российской академии ракетных и артиллерийских наук, доктора военных наук Константина Сивкова, закупки ФСО для нацбезопасности не имеют большого значения.

- В закупках ФСО никаких тайн быть не может. Сколько ЗИЛов они купили, два или три? Это значения не имеет. Тоже самое, с закупками Росгвардии. Для национальной безопасности имеют достаточно ограниченное значение. И про МВД можно сказать то же. На мой взгляд, имеет смысл закрывать лишь закупки Минобороны. И то, в определенной степени, - считает Сивков.

Сегодня мало кто понимает, что такое цензура. В Советском союзе это была толстенная книга, с параграфами которой постоянно сверялся исполнитель. Вот он читает репортаж журналиста газеты "Смена" об открытии коровника в Ленинградской области и указывает автору, что нельзя писать точное поголовье животных. Там враг не дремлет.  

Другие чины также оберегают свои преимущества на уровне законодательства. Так, 16 января думский совет фракции "Единая Россия" отклонил предложение коллеги Андрея Маркова обязать членов Совета Федерации и чиновников раскрывать размеры своих пенсионных выплат. Запрос от общества на социальную справедливость, обозначенный как мотив предложения, не нашел поддержки у однопартийцев. Норма лишняя, считают парламентарии, поскольку все и так известно. При этом, такое понятие как "золотой парашют" давно вошло в обиход русскоговорящих. И сегодня подобный прецедент повышенных выплат на фоне пенсионной реформы вызовет предсказуемое.

В советское время номенклатура также имела свои "распределители", где ответственные работники отоваривались дефицитом. По Ленинграду, например, ходили мифы о "голубом зале" в Гостином дворе, но газета " Правда" об этом не писала. 

Процесс информационной зачистки в ответ на неудобные вопросы проиллюстрировала история с сыновьями генпрокурора Юрия Чайки — Артемом и Игорем. В 2017 году были внесены поправки в закон "О госохране", позволяющие засекретить данные охраняемых лиц и членов их семей, в том числе сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимость. По утверждению оппозиционера Алексея Навального, Артем и Игорь были указаны в ЕГРП, как набор букв "ЛСДУЗ" и "ЙФЯУ9". Под этими шифрами шли владельцы двух домов в элитном подмосковном поселке. В одном из наборов букв позднее признал себя Игорь Чайка

При коммунистическом режиме партия мудро следила за показной роскошью соратников. Так, членам КПСС было категорически заказано строить дачи выше двух этажей. Чтобы массы не раздражать.   

Постепенно ситуация сдвигается к тому, что барьеры растут не только на уровне распространения официальной информации. Пакет законодательных инициатив сенатора Андрея Клишаса, в случае его принятия в первозданном виде, означал бы штрафы за выказывание "явного неуважения" к государству. На расширенном комитете Госдумы по информационной политике 14 января предложение сенатора получило отрицательное заключение нескольких ведомств, в том числе Минкомсвязи. 47news разобрал "пакет Клишаса" в интервью с профессором кафедры русского языка филологического факультета РГПУ имени Герцена Михаилом Дымарским. Вкратце: критику власти законопроект бы не убил, зато прибавил документооборота судебно-лингвистических экспертиз. Больнее всех на Клишаса срезонировал все тот же Навальный, расписав коллекцию его часов за 163 миллиона рублей, псарню на три десятка собак, резиденции в Подмосковье и Швейцарии.

Считалось, что в литературном языке советского человека не может быть слова "попа" на букву "ж". Актриса Раневская обессмертила мнение: "Странно, слова нет, а она есть". Сегодня Роскомнадзор, исполняя волю Думы, тоже считает, что слова нет.      

Отношения на почве распространения информации выясняют сегодня ФСБ и Роскосмос. Глобальный проект OneWeb предполагает за счет 900 спутников к 2027 году покрыть территорию планеты высокоскоростным интернетом. Вкладываются Airbus, Qualcomm и Coca-Cola, а со стороны России за участие в реализации выступает Роскосмос Дмитрия Рогозина. Аргументы бывшего вице-премьера сводятся к тому, что OneWeb появится вне зависимости от желания отдельно взятой страны. ФСБ, напротив, видит угрозу национальной безопасности в системе, неподконтрольной властям.

Это напоминает забытую страсть авторитарных коммунистов к категорическому учету радиоприемников и копировальных машин. Контроль был кошмарный, а десятки тысяч горожан передавали друг другу копии текстов запрещенных авторов.     

Еще одна глобальная заявка на борьбу за контроль информации поступила от экс-сотрудника ФСО, депутата Андрея Лугового, сенатора Людмилы Боковой и упомянутого уже Андрея Клишаса. Они предложили создать "суверенный интернет" - то ест систему контроля за всем трафиком сети на территории России и источниками его происхождения. На случай туманных угроз авторы предлагают обеспечить возможность централизованно управлять всем интернетом в России. В январе этого года стало ясно, что труд соавторов надо придержать на неопределенный срок, слишком много было вопросов к этому документу.

Самое опасное для советского служащего, которому выпала удача побывать за границей, было попасться на таможне не с джинсами или лишними сигаретами, а с западными глянцевыми журналами. Тогда он точно становился невыездной.    

Госбезопасность и парламентарии забыли опыт Роскомнадзора в борьбе с Telegram эмигрировавшего петербуржца Павла Дурова. Мессенджер сумел аккумулировать поток критики к власти и неподконтролен за счет анонимности. Стартовавшее прошлой весной наступление по блокировке сервиса подарило журналистам ворох иронии. Блокировалось все что угодно, только не этот месенджер. Теперь, смирившись, рождаются провластные анонимные каналы. На федеральном уровне Роскомнадзор так и не признал провал.

Здесь же можно смело провести аналогию с особым вниманием в СССР к антисоветским анекдотам. Мало кто знает, что в КГБ была специальная картотека по выявленным зубоскалам. На каждом сигнале, где проходил конкретный человек, ставился штамп. Он был  эллипсовидной формы и между сотрудниками назвался "яйцом". Пару "яиц" тебе в карточку поставили, вот ты и не едешь в Болгарию по путевке. А в это время все только и рассказывали анекдоты про генеральных секретарей и тот же комитет госбезопасности.  

Кстати, в случае с всемирной паутиной, военный эксперт Сивков советует прислушаться к ФСБ:  

- Безусловно, ФСБ право по той простой причине, что контролироваться Сеть все равно кем-то будет. Этот кто-то — это транснациональное сообщество, а через него США.

47news решил примирить стороны не очень известным взглядом на эту проблему. Ленинградец Иосиф Бродский в одном своем интервью заметил примерно так: Beatles расшатали коммунистический режим больше, чем диссиденты и шпионы.

Никита Дедков,
47news