В 2018 году Ленобласть трижды вступала в полемику с федеральным центром по жизненно важным для региона темам. Для эпохи "великого спасибо" это много. 47news вспомнил эмоции.

Мусор: раз с нами так, то и мы притормозим

1 января 2019 года в России стартует мусорная реформа. К этому времени в каждом регионе должен был появиться единый оператор по обращению с отходами. Готовились, на минуточку, три года. Так правительство планирует решить проблему свалок, прираставших по всей стране не один десяток лет. Но не все оказались к этому готовы. Среди них Москва - главный генератор мусора. Когда стало понятно, что оператора там выбрать не успевают, в Госдуме появился законопроект, позволяющий городам федерального значения — Москве, Петербургу и Севастополю - отложить нововведения до 2022 года. Бонусом, законодатели позволили опоздавшим регионам отложить реформу на год. Впрочем, госдумовцы не скрывали, что закон принят ради столицы. Кстати, мусорным лобби они себя называть отказывались. Так совпало, что в Петербурге конкурс по уже выбранному регоператору был успешно торпедирован в суде, и город вполне легитимно выпал из обоймы.

Но в процессе все как-то забыли про Ленинградскую область, куда свозится 1,7 млн тонн отходов из соседнего мегаполиса. Губернатор Александр Дрозденко даже обратился к спикеру Госдумы Вячеславу Володину с мнением, мол, неправильно обсуждать законопроект без учёта мнения соседней с мегаполисом территории. Основное опасение: 47 регион не сможет контролировать размещение петербургских отходов.

- Отсрочка может стать причиной экологического коллапса на территории Ленобласти и нарушит право жителей на экологическую безопасность, - эмоционально отмечал Дрозденко.

Депутаты Законодательного собрания поддержали и суматошно запротестовали. Когда стало понятно, что процесс на федеральном уровне не остановить, Дрозденко одобрил предложение профильной комиссии ЗакСа отложить введение новых правил до ноября 2019 года. Произошло это стремительно — решение было принято за несколько дней. Его можно считать ответом и смыслом: "Раз с нами так, то и мы погодим". Любопытно, что вектор поддержал новый вице-губернатор правительства Валерий Пикалёв, отвечающий, в том числе, за обращение с отходами. Он, как известно, был начальником охраны резиденции Владимира Путина на Валдае.  

Газ: мечты сбываются, но позже

7 декабря на сайте дочернего предприятия Газпрома - ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" появилась информация о загрузке газораспределительных станций (ГРС) этой компании. Выяснилось, что станция "Северная" во Всеволожском районе не имеет больше технической возможности обеспечивать должное давление при подключении новых потребителей к сетям от магистрального газопровода, по которому, в том числе, поставляется газ в Финляндию. Сложилась парадоксальная ситуация — на Запад голубое топливо идёт, а для жителей Карельского перешейка его нет. Причиной стало решение Газпрома о нецелесообразности реконструкции станции для увеличения её мощности.  

Под бой попали Курортный, Приозерский и Выборгский районы Ленинградской области. Особенно Приозерский - там газ должен поступать в отвод в сторону Приозерска, но год назад выяснилось, что за него заплачено почти 1,7 млрд рублей, а труба построена только на бумаге. Сегодня строительство газопровода возобновлено. Но даже если бы он был готов, газа для него сегодня нет. В Приозерске голубого топлива ждут уже с десяток лет, для его приёма практически всё готово. В целом в районе в газе нуждаются более 50 тысяч человек и 35 котельных. В острую фазу эта история вошла неожиданно. На ежегодной пресс-конференции Владимира Путина 47news вкратце обрисовал проблему, после чего работы прибавилось как у силовиков, так и у Газпрома. А правительство Ленобласти интеллигентно намекнуло на то, что обеспокоено ситуацией. В Газпроме ответили, что всё будет, но в 2019 году.  

Но и помимо этого, с газовой монополией у Ленобласти последний год отношения были как на качелях. Осенью стало ясно, что из графиков газификации на 2018 год, присланного монополией, исчезли 14 газопроводов. Вопрос решали на уровне губернатора и зампреда правления Газпрома Валерия Голубева. С котельной в Тихвине за 3 млрд рублей тоже были были проблемы, дочка Газпрома пригрозила разрывом концессии. Годом ранее стало известно о срыве программы газификации "2012-2016". Специй добавляет то, что по региону проходит "Северный поток - 1" и строится "Северный поток - 2".  

Энергетика: три миллиарда никому не лишние

24 декабря Арбитражный суд Москвы, в кассационной инстанции, отказал заводу "Киришинефтеоргсинтез" (КИНЕФ) в удовлетворении требований обязать ПАО "ФСК ЕЭС" подключить завод к своим сетям. Идейным вдохновителем иска называют бессменного гендиректора "Сургутнефтегаза" Владимира Богданова, которому принадлежит КИНЕФ. Мотив тяжбы, как многое в нашем мире, в деньгах. Причём, больших деньгах даже по меркам бизнесов топового эшелона.

Арифметика простая: КИНЕФ ежегодно платит  "Ленэнерго" 3 млрд рублей за потребляемую с Киришской ГРЭС электроэнергию. Подключившись к сетям "ФСК ЕЭС", завод будет платить в 10 раз меньше — около 300 млн рублей. Коллизия в том, что "Ленэнерго" и "ФСК ЕЭС" входят в государственную энергетическую корпорацию "Россети". Разница в тарифах обусловлена тем, что в тариф для Ленэнерго включено субсидирование льготных тарифов для населения, так называемое перекрёстное субсидирование - перекладывание нагрузки с граждан на промышленные предприятия. В затратах "ФСК ЕЭС", тарифы для которой утверждает Федеральная антимонопольная служба, аналогичной строки нет.

Богданова, как руководителя, понять можно. Другое дело, что и на стороне Ленобласти заволновались по-взрослому. Ведь в случае ухода КИНЕФа от Ленэнерго, полтора млрд рублей "перекрёстки" ляжет на остальные энергетические компания. По прогнозам комитета по тарифам в этом случае стоимость электроэнергии для бизнеса вырастет на 40%. Можно будет забыть также об инвестпрограмме Ленэнерго и второй по величине энергокомпании "ЛОЭСК".

Накал страстей был нешуточный. Отношения пришлось выяснять у министра энергетики Александра Новака. На встречах по одну сторону были "Россети", Ленэнерго и губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, а по другую Богданов со свитой. По словам сотрудников министерства, одна из встреч началась с возмущений Богданова процедурного характера. Говорят, его пустили в здание не через отдельный вход, а через общий, где находится бюро пропусков. По словам участников совещания, он пообещал развалить сложившуюся систему поставки электроэнергии.

Общий посыл примерно такой: "В других регионах на коленях ползут, а тут какая-то Ленинградская область". Дрозденко, как говорят, тоже не молчал.

Теперь, когда третья инстанция Богдановым проиграна, участники рынка ждут, пойдет КИНЕФ в Верховный суд или нет. Учитывая, что Богданов один из тех, кто может обратиться напрямую к президенту, обстановка в кругах энергетиков тревожная.  

В целом же, на фоне всеобщего поклонения федеральному центру, где его удачной квинтэссенцией стала фраза "великое спасибо" экс-губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, сказанная президенту, - Ленобласть порой выглядит сверхлиберальной.

Виктор Смирнов,
47news