Единственный кандидат из "списка Титова" из Ленобласти теперь тоже может рассчитывать на внимание верхушки силовиков Москвы. Правда, кроме экономики у него есть и другие погрешности. 47news спросил, насколько эффективен институт обмудсмена.

Крупного игрока фармрынка и изобретателя бифидока Бориса Вайнштока заочно арестовали и объявили в международный розыск. Об этом сообщил "Ъ" 3 декабря. С подачи журналистов BFM.ru ему предложили помощь в аппарате бизнес-омбудсмена Бориса Титова.

"Ждем, когда поступит обращение, и, пользуясь возможностями, через СМИ призываем официально подать обращение на Бориса Титова через сайт. Это займет не больше нескольких минут”, - заявил в эфире радиостанции общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей, находящихся под стражей, Александр Хуруджи.

За несколько дней до этого стало известно, что на помощь Титова может рассчитывать 69-летний предприниматель Владимир Артюшин. Он стал единственным бизнесменом из Ленобласти, кого могут включить во второй список Титова.

Напомним, уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов впервые передал список скрывающихся от российского правосудия бизнесменов Владимиру Путину в феврале 2018 года после встречи с предпринимателями в Лондоне. По замыслу омбудсмена, в обмен на меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей, преследуемые должны начать сотрудничать со следствием.

Общественный представитель уполномоченного при президенте РФ по вопросам экстрадиции, депортации, федерального и международного розыска Дмитрий Григориади подтвердил 47news, что Владимир Артюшин - единственный петербуржец из числа кандидатов в список.

"Его обращение поступило несколько месяцев назад,  местонахождение бизнесмена  установлено, доводы рассмотрены. Если он попадет в список, то может рассчитывать, что его дело рассмотрят не на уровне региона, а на уровне высшего руководства прокуратуры и следственного органа", - пояснил Григориади.

Отметим, что готовность сотрудничать со следствием не подразумевает автоматического признания вины.

"Сотрудничать со следствием в целях установить процессуальную истину", - уточнил о возможностях бизнесменов Григориади.

Эксперт, тем не менее, не стал распространяться, где находится Артюшин и какие он привел доводы, но уточнил, что контактирует с предпринимателем напрямую.

Примечательно, что, находясь в федеральном розыске, Артюшин не забывал судиться. 18 декабря 13-й арбитражный рассмотрит его жалобу на решение петербургского арбитража от 4 октября. Заявитель как индивидуальный предприниматель попытался отсудить у кооператива "Березки", что у Южного шоссе на подъезде к Колтушскому во Всеволожском районе, 7 миллионов рублей необоснованного, на его взгляд, обогащения от использования земельных участков. Иск Артюшин подал через своего представителя.

"Проанализировав представленные в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о недобросовестном поведении предпринимателя", - говорится в решении суда об Артюшине. В иске ему было отказано.

Интерес беглого предпринимателя к кооперативу "Березки" понятен. Конфликт возник тогда, когда он был в нем председателем. А после бизнесмен покинул Россию.

По данным 47news, 19 апреля 2016 года в отношении неустановленного лица во Всеволожском УМВД возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, с 2011 по 2015 год неизвестное лицо из руководства кооператива "Березки" собрало с членов кооператива 4,4 миллиона рублей за подключение к воде, газу и свету, но своих обязательств не выполнило, а потом исключило обманутых людей из кооператива. Подозреваемым по этому делу проходил Владимир Артюшин. Он покинул страну в конце 2017 года до предъявления обвинения.

Помимо этого, в апреле 2016 года в отношении Артюшина возбудили уголовное дело по клевете — части 2 статьи 128.1 УК РФ. По словам заявителя, действующего председателя "Березок" Игоря Орлова, его оппонент размещал в сети публикации, порочащие его как профессионала, — он занимается ювелирными работами.

Кстати, в январе 2018 года уголовное дело о крупном мошенничестве переквалифицировали на статью о присвоении и растрате в особо крупном размере. Наказание по ним сходное, но в процессе расследования сумма ущерба выросла.

Следователи считают, что, будучи председателем кооператива, Артюшин перевел 10 миллионов рублей на расчетный счет своего индивидуального предприятия и распорядился ими по своему усмотрению. А в мае 2016 года он взял из кооперативной кассы еще 5 миллионов рублей.

В декабре 2017 года, незадолго до вынужденной эмиграции, в отношении Артюшина возбудили еще одно уголовное дело, по угрозе убийством. Якобы он угрожал все тому же Орлову.

Обмен ругательствами
- Что вы хотите, Владимир Степанович?
- Я хочу тебя убить.
- Да что вы?
- Да, вот прям сейчас, хочешь?
………….
- Записываешь?
- Записываю.
- Записывай, урод. Когда записывать не будешь, тогда я тебя и кончу.

В июле этого года Артюшина также хотели видеть во Всеволожском райсуде в качестве обвиняемого в причинении легкого вреда здоровью одному из членов кооператива.

Таким образом, причины для преследования беглого коммерсанта вышли за сферу его экономической деятельности.

47news связался с юристом, неоднократно представлявшим интересы Артюшина в суде, Александром Юдиным. Он отказался от комментариев, однако признал, что поддерживает связь с клиентом и не отказался передать бизнесмену телефон корреспондента.

"Безусловно, есть противоречие, но оно лишний раз подтверждает профанационный характер внешне благой идеи так называемого "списка Титова", да и самой этой номенклатурной позиции омбудсмена по делам предпринимателей. Как показывает время, предприниматели счастливо избежавшие или, если быть более точным - сбежавшие от уголовного преследования на родине, вовсе не горят желанием на родину возвращаться и правильно делают. Поскольку у Титова, "списка Титова", отсутствует самая важная в данном случае правовая дефиниция - процессуальный статус. Соответственно, нет и не может быть никаких процессуальных гарантий для преследуемого лица при возвращении в Россию, кроме честного слова Бориса Титова. А его все-таки явно не достаточно, ни для лица, обвиняемого в экономическом преступлении, ни для лица, обвиняемого общеуголовно. Поэтому слушать надо не омбудсменов в первую очередь, а своих адвокатов", - прокомментировал ситуацию для 47news старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин.

Никита Дедков,
47news