ВСД перестал быть проектом внутрипетербургской трассы и на одну треть зашёл во Всеволожский. Правда,  47 региону намекают на 15 млрд в общую корзину.

Трасса Широтной магистрали (ШМ), за которой в обиходе закрепилось название Восточного скоростного диаметра (ВСД), приросла новыми ответвлениями на территории Всеволожского района Ленинградской области. Об этом 47news стало известно 31 октября на совещании в Смольном с участием двух тезок Александров - глав соседних регионов - губернатора Ленобласти Дрозденко и петербургского врио Беглова. Оба дали обещание совместными усилиями и с помощью бизнеса справить крупный инвестиционный проект.

"Мы не халявщики, мы партнеры, сказал наш губернатор Беглову. Мне понравилось, но это не лозунг из популярной рекламы, просто так раньше говорили", -  рассказал 47news об атмосфере встречи один из участников.

"Деловое совещание с жёстким регламентом, час докладов и цифр. Беглов не шутил", - поделился следующий наш собеседник.

Прежде Ленинградская область если и упоминалась в разрезе Восточного скоростного диаметра, то опосредованно, как территория - конечная точка большой стройки. Макет трассировки ВСД, как правило, радовал глаз посетителей петербургского павильона Петербургского же международного экономического форума, где новая трасса ленточкой петляла по серому поясу мегаполиса и обрывалась за КАД.

По информации 47news, проект ВСД официально разбит на шесть этапов, половина из которых - областные. Первые три - петербургские: от примыкания к ЗСД в районе Благодатной улицы до Витебского проспекта; от него через Неву до Союзного проспекта; от Союзного до конца улицы Коллонтай, где через дорогу уже начинается регион Ленина. Далее три областных этапа: 2,5 км от административной границы до пресечения с КАД севернее Кудрово; от КАД  северная ветка в 4,8 км уходит на трассу "Кола"; на север 3,9 км уходят на Янино и Колтуши. Итого: за Ленинградской областью честная треть будущей трассы в 22,9 километра.

Если об ответвлении на Мурманском шоссе в планах было, то северное движение на Всеволожск - нет. Хотя на словах власти Ленобласти говорили, что неплохо было бы дотянуть ВСД до Колтушей, а там уже спроектирован их восьмикилометровый обход, который отводит на Всеволожск. Надо сказать, что перед началом совещания не все чиновники Ленобласти ожидали, что в итоге движение на север будет закреплено планом.

"Если новая магистраль, которая будет строиться на принципах государственно-частного партнерства, уйдет на Всеволожск, то я буду только рад. Если туда войдёт и дорога вокруг Колтушей, проект которой готов, то деньги нужны начать стройку тоже. Но нельзя впихнуть невпихуемое. Участники проекта должны смотреть на экономику", - комментировал 47news строительный и дорожный вице-губернатор правительства Ленобласти Михаил Москвин.

"Слава богу, значит,  частично впихнули", - заявил он уже после совещания.

Как объяснил 47news генеральный директор АНО "Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области" Кирилл Поляков, решение о продлении ВСД на север принято после координационного совета под председательством теперь уже экс-министра транспорта Максима Соколова. Но вот строить обход Колтушей в рамках концессии не планируются. "Эта трасса будет за счёт бюджета Ленинградской области. Никакой частью проекта большого ВСД  она не является, но она будет подключена к магистрали", - рассказал 47news Поляков. Статус проекта как "чисто областного" подтвердил и председатель комитета по дорожному хозяйству Юрий Запалатский. Он считает, что строительство обхода может начаться уже в следующем году.

Однако серьезное вхождение в проект подразумевает и финансовое участие региона в его реализации. По информации 47news, на совещании были представители банка ВТБ, что должен стать одним из главных соинвесторов стройки, прозвучала сумма в 12-15 миллиардов рублей, которые должен в общую корзину ВСД положить 47 регион. Сейчас стоимость трассы оценивается в 156 миллиардов рублей.

"Банк дал понять, что хочет видеть Ленобласть самостоятельным концессионером, без привязки к Петербургу. Но 2,5 километра "областных" земель от границы города до КАД, по которым должна пройти трасса, будут включены в зону ответственности Петербурга", - рассказал 47news один из участников совещания.

Согласна или нет Ленинградская область выделить такие средства, на Суворовском, 67 пока сказать не могут. Собеседники 47news напомнили, что после того как Александр Беглов оказался в кресле Георгия Полтавченко, он попросил из федерального бюджета 310 миллиардов рублей, в том числе 57 миллиардов на ВСД. Многое будет зависеть от того, что ответят петербургскому губернатору в Москве. Кроме того, областные участки магистралей — заключительные, стройка начнётся с Петербурга, а, значит, есть время для манёвра. Завершить строительство ВСД в пределах КАД обещают к концу 2023 года, а по областным участкам совсем осторожно говорят о конце 2024 года, поясняя, что по пятому — шестому этапу магистрали еще не проведено проектирование.

Петербургская же сторона, как рассказали 47news участники совещания, в лице председателя комитета по инвестициям Ирины Бабюк, в части даты объявления конкурса на концессию предложила ориентироваться на июнь 2019 года, то есть на ПМЭФ-2019. На прошлом форуме 2017 года петербургский губернатор Полтавченко и президент-председатель правления ПАО "Банк ВТБ" Андрей Костин уже договаривались о сотрудничестве по стройке Восточного скоростного диаметра. Тогда речь шла о возможных инвестициях в 110 миллиардов рублей.

Что до городских участков ВСД, то были помянуты три непростые точки: переправа через Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц, переправа через Московский проспект в районе "Электросилы" и обход колонии "Яблоневка" на улице Латышских стрелков. В итоге склонились к тому, что через Неву все же перекинут мост, а от тоннеля откажутся, но есть ещё время подумать.

Строительство Восточного скоростного диаметра будет вестись на тех же принципах, что и Западного скоростного диаметра — первой в России платной магистрали скоростного движения, разрезавшей Петербург пополам. Заказчиком строительства выступало смольнинское АО "ЗСД". Строительством же занималась кампания "Магистраль северной столицы", которая, по данным "Фонтанки", принадлежит "ВТБ Капиталу" и Газпромбанку. По условиям концессионного соглашения, "Магистраль Северной столицы" будет эксплуатировать ЗСД и взимать плату за проезд до 2042 года.

Александр Калинин,
47news