В поместьях - принцы и рабы. Несогласных бьют камнями и сбрасывают с башен. Вспомнить бы о правах человека, когда из колодца достают куски журналиста Хашокджи. Андрей Константинов рассказал 47news о волшебном королевстве.

Останки журналиста Джамаля Хашокджи 24 октября вынули, наконец, из колодца посольства Саудовской Аравии в Стамбуле. Король Сальман Бен Абдель Азиз Аль Сауд пообщался 25 октября с Владимиром Путиным по телефону. Наследный принц Салман Аль Сауд пообещал активно сотрудничать со следствием. Но обещать - не значит жениться. 47news поговорил с директором "Агентства журналистских расследований", востоковедом по образованию, Андреем Константиновым, долгое время прослужившим в Южном Йемене и Ливии.

riyadh-2197496_640.jpg Столица Саудовской Аравии Эр-Рияд. Фото: Pixabay.com

— Королевство Саудовская Аравия уникально еще и потому, что инфраструктурно — это одна из самых развитых стран. Но по укладу здесь не обычное, а самое дремучее Средневековье. Это такое волшебное королевство. Улицы Эр-Рияда еще тридцать лет назад чистили с помощью дорожных пылесосов, и здесь же казнят колдунов. Причем смерти самые мучительные. За мужеложество сбрасывают с высоких башен, за прелюбодеяние побивают камнями, за воровство отрубают руки. Душат. Но не на виселице. Осуждённый стоит на коленях, а по бокам двое затягивают веревку на шее. Головы не на плахах рубят. Встал по стойке смирно, руки - по швам, голову вперед наклонил, и по шее мечом. Огромные поместья с рабами, где хозяин — и царь, и бог, и воинский начальник. Милые радости в виде соколиной охоты. При этом не надо думать, что Саудовская Аравия — это пустыня-пустыня. Современные системы орошения, глубокие скважины — всё прекрасно работает. Но само государство молодое, ему и сотни лет еще нет. Англичане руку приложили. В начале 30-х годов шейх Абдул-Азиз огнём и мечом прошёлся по полуострову, подчинил местные племена. Его род и стал королевским. А потом стало известно, что территория просто сочится нефтью. В итоге, имеем высокие технологии за счёт нефтяных сверхдоходов, с одной стороны, и средневековый уклад жизни — с другой, — рассказывает о Саудовской Аравии Андрей Константинов.

И сколько этих новых вельмож на полуострове?

— Сколько этих принцев в Саудовской Аравии, никто не знает, но точно несколько тысяч. Но, принцы — это как раз родственники короля. А есть второй круг дворянства — шейхи — главы племен. У них тоже свои амбиции. Ведь основатель королевства тоже был шейхом. То есть, чем наш род хуже вашего. Он такой же древний и берет начало со времён пророка, а сегодня они на вторых ролях.

Джамаль Хашокджи — тоже из шейхов?

— Журналист Хашокджи тоже из богатой семьи. Он родственник Доди аль-Файеда, который в автокатастрофе с принцессой Дианой разбился. Да, из шейхов. В этом и уникальность истории, что он плоть от плоти свой, а бежал, стал диссидентом и начал рассказывать, как это всё в Саудовской Аравии устроено. Вдобавок история вышла эмоциональная и личностная, отдельно и много писал про наследного принца Мохаммеда бен Салман Аль Сауда. Но, получается, что для саудитов  Хашокджи не просто выродок, который про принца что-то писал, он осуждал стиль жизни, которым еще недавно сам же жил.

Бунтовщик хуже Пугачева?  

— Отступник хуже Скрипаля. Потом еще в Америку сбежал к белым шайтанам, а жениться решил на турчанке. Он ведь и в консульство пришел за бракоразводными документами. Но Турция — геополитический противник Аравии. Претендует на лидерство в исламском мире, а пишет не арабской вязью. Когда конфликт в Сирии только начинался и американцы размышляли, что да как, саудиты же прямо говорили: ребята, мы всё оплатим, для вас война не будет убытком. И в Сирии они воевали не только с Башаром Асадом, но и создавали структуры, которые открыто боролись с турками. А Хашокджи под разными предлогами пытались выманить. Место в Королевском суде сулили, а, в итоге, в Турции все и разрешилось. Но формально-то, консульство — это территория Саудовской Аравии, тут их законы, а что это за законы — сказал выше. Человек же стал жертвой собственных амбиций. Выбрал путь диссидентства, потому что не смог в полном объеме реализовать себя на родине. Стал таким Курбским. Только он уже больше ничего не напишет царю.

Иностранцы в Саудовскую Аравию не ходоки?

— В Саудовской Аравии создают крупный университет, приглашают туда и европейских преподавателей. Но они  живут там, как в золотой клетке, — ни шага в сторону. Там же крупнейшая на Ближнем Востоке американская военная база — тоже резервация. Как и в других странах Персидского залива, в Аравии любят гастрбайтеров, хоть своего населения за 30 миллионов человек. Но опять же не просто из мусульманского мира. В саудовской армии служат много тех же палестинцев.

В современном мире трудно быть в изоляции, что-то скрывать.

— Если широкие массы не особо в курсе того, как живет эта страна, то руководители тех же стран Евросоюза, американский лидер прекрасно всё знают. Но позиция саудитов -  мы в ваши внутренние дела не лезем, и вы к нам не лезьте. А к ним и не лезут. Но тут к Западу вопрос резонный. Он не о правах чеченских геев, которых в глаза не видели, тут взаправду людей казнят. А цивилизованный мир "Сказки дядюшки Римуса" читает. А что должны сделать саудиты? Выдать этих 18 задержанных, где пятеро — из королевской семьи, на расплату мировому сообществу. Так они этого не сделают никогда. Скажут, что мы их уже сами у себя осудили, казнили и закопали. Кто не верит – вот лопата. Западные журналисты ведь пытались задавать вопросы главе МИДа Саудовской Аравии, а не кажется ли ему, что правила жизни в его стране очень похожи на правила жизни в запрещенной в России террористической организации "Исламское государство". Это не праздный вопрос. Он же им посоветовал не лезть не в своё дело.

То есть, выдачи с аравийского Дона не будет?

— Ни Америка, ни Евросоюз настаивать не будут. И дело не в заоблачных нефтяных контрактах. Санкции против Саудовской Аравии — это резкое усиление Турции, с которой у американцев плохие отношения и из-за писателя Фетхуллааха Гюлеена и из-за президента Эрдогана. Конфликт на Ближнем Востоке — цены на нефть идут вверх. России это выгодно. Откажутся американцы на полуостров оружие поставлять, так наш президент потрет руки. Ребят, так вот оно, все хорошо, мы-то в ваши внутренние дела не лезем. Ситуация для западного цивилизованного мира плохая, а для нас получается, что хорошая. Понятно, что гибель человека, но есть же геополитические шахматы.

Мораль басни: на поверхность выскочил маленький гейзер. Вот, люди, посмотрите теперь, как, в целом, живёт эта страна и как это все сочетается с правами человека. А вот так можно в XXI веке при современных технологиях жить по средневековым матрицам. Хотя вряд ли кто-то поймёт.

С Андреем Константиновым беседовал Александр Калинин,
47news

Справка

6a4115f29b55b080790afbd81f5ac343.jpg Журналист The Washington Post Джамал Хашокджи. Фото: Vaynahi

Обозреватель The Washington Post Джамаль Хашокджи исчез 2 октября после визита в генконсульство Саудовской Аравии в Стамбуле. Через десять дней после исчезновения оппозиционного журналиста Турция передала США данные, подтверждающие факт убийства на территории консульства КСА. Предполагалось, что  Хашокджи, который выступал с критикой наследного принца Саудовской Аравии Мохаммеда бен Салмана Аль Сауда, могли изрубить и вывезти с территории дипломатической миссии по частям. Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что убийство Хашокджи было спланированным, а президент США рассказал о возможном "серьёзном наказании" для Саудовской Аравии. После глава турецкой партии "Ватан" Догу Перинчек заявил о фрагментах тела журналиста, найденных на территории генконсульства. Саудовский принц признал смерть и пообещал наказать всех причастных к убийству Хашокджи, а 18 подданных королевства — по подозрению в причастности к преступлению. Генеральный прокурор Саудовской Аравии Сауд аль-Муаджиб пообещал, что все причастные к делу об исчезновении Хашокджи ответят перед законом и будут привлечены к суду.