Капитан второго ранга из управления боевой подготовки ВМС Украины рассказал 47news о таране Крымского моста и о штурме Севастополя. Офицер называет нас братьями, но был готов открыть кингстоны своего корабля, лишь бы не поднимать Андреевский флаг.

В воскресенье, 23 сентября, в СМИ разлетелась новость о том, как два корабля военно-морского флота Украины прошли под Керченским мостом. На следующий день они прибыли в порт Мариуполя, пройдя воды исключительной экономической зоны России. В зависимости от стороны описываемых событий, подчеркивается либо никчемность произошедшего, либо отвага маневра. В любом случае, это первый проход сил ВМС Украины через Керченский пролив с момента открытия в мае этого года Крымского моста.

Украинские буксир "Корец" с экипажем порядка 30 человек и плавучую мастерскую, переделанную в корабль управления "Донбасс" с командой под 150 офицеров и матросов, сложно назвать серьезной угрозой. Все же их конечная цель — порт Бердянск. Этот стотысячный город на берегу Азовского моря известен грязевыми курортами. Теперь Украина собирается построить там базу ВМС.

Пафос же в том, что на буксире "Корец" под Крымским мостом и пристальным вниманием российских военных 23 сентября прошла часть команды тральщика "Черкассы". Моряки эти знамениты тем, что во время крымских событий 2014 года, когда украинские корабли были блокированы на озере Донузлав, отказались поднять Андреевский флаг и пытались прорвать блокаду. Тогда выход в Черное море заблокировали российские военные, затопив противолодочный корабль "Очаков". Командиром "Черкасс" в то время служил Юрий Федаш. Сейчас ему 38 лет, он капитан второго ранга и занимает пост начальник отдела управления боевой подготовки командования Военно-морских сил Украины в Одессе.

Юрий Федаш не отказался поговорить с 47news.

- Какова цель прохода морского буксира "Корец" и корабля командования "Донбасс" под Керченским мостом?

- Создание полноценной военно-морской базы в Бердянске. Шли корабли обеспечения. Они будут принимать участие в создании базы на Азовском море. Раньше в Бердянске были только пограничники, а какая будет группировка военно-морских сил - время покажет.

- На борту есть ваши сослуживцы с тральщика "Черкассы", принимавшие участие в событиях 2014 года на Донузлаве?

- Да, есть несколько человек. У нас такие все, это обычные военные моряки, которые имеют опыт.

- Вам самому сейчас комфортнее в море или на берегу?

- Конечно, в море. Я иногда бываю там, но не так часто, как раньше.

- Вернулись бы на "Черкассы"?

- Его раскурочили же весь, наши братья. Он сейчас в Севастополе стоит, у вас гораздо больше есть возможностей о нем узнать. Насколько мне известно, его используют как донора для кораблей этого же проекта.

- "Черкассы" должны принадлежать Украине?

- Они должны принадлежать Украине, но они и принадлежат ей юридически.

- То есть все-таки правильней было бы затопить тогда корабль?

- Да, да. Я, конечно, хотел затопить его. Там, получается, были какие-то договоренности, что их - корабли - вернут в течение ближайшего времени. Но - нет. Поскольку я люблю свой корабль, я, конечно, хотел его забрать. А так - надо было его не отдавать. Он уже не был на ходу, но его можно было ввести в строй.

- А как это происходит - вы отпускаете команду, остаетесь на корабле и просто затапливаете его?

- Нет, просто команда открывает кингстоны и там есть время, на то, чтобы покинуть корабль. Часть экипажа сходит сразу, а несколько человек потом погружаются на лодку. И в течение 15 минут корабль уходит на дно.

- Ваши сослуживцы с "Черкассов", идущие сейчас на "Корце", готовы к обострению ситуации, к конфликту?

- Они готовы. Конечно, да.

- А если по ходу рейса поменяли бы приказ? Например, приказали бы снести опору моста - люди бы реально пошли на это?

- Снести опору?

- Да.

- Я не знаю. Не могу комментировать.

- Но если будет приказ?

- Будет приказ - будем смотреть, как его выполнить.

Федаш Фото: официальный сайт Министерства обороны Украины

После вопроса о таране Керченского моста капитан Федаш сделал небольшое лирическое отступление. "Живем в современном мире. Сейчас не обязательно иметь ракету на борту корабля - можно достать ее из трюма и запустить. На сегодняшний день не обязательно иметь какой-то крейсер - можно идти на буксире и достать оттуда ракету. Сегодня время совсем другое. Гибридно работают. Вот вы научились в Российской Федерации гибридным действиям", - порассуждал бывший командир тральщика "Черкассы".

- Как настроение у команды "Корца", может, созванивались с кем-то?

- Настроение у всех нормальное, хорошее. Все живы-здоровы, готовы выполнять задачи.

- Есть настроение идти штурмом на Севастополь?

- Ну зачем нам идти на штурм, мы ж не самоубийцы. Тем более, надо ж иметь какие-то силы и средства в настоящий момент. Это не от них зависит. Надо грамотно планировать свои действия.

- Есть какая-то альтернатива Бердянску, чтобы чувствовать себя комфортно на Азовском море?

- На Азовском море — это, в первую очередь, Мариуполь и Бердянск. Посмотрим. Это все, что я могу вам сказать.

Капитан второго ранга Юрий Федаш говорил с нами коротко, конкретно и дружелюбно.

Справка: тральщик "Черкассы" под командованием Юрия Федаша за 25 суток блокады в Донузлаве дважды пытался ее прорвать. Полсотни моряков сошли на берег 25 марта 2014 года и отправились домой в Симферополь. В 2017 году по мотивам этих событий на Украине сняли фильм, где Федаш выступал консультантом.

 

Никита Дедков,
47news