Правительство Ленобласти чуть не повысило тариф за капремонт в два раза. Против этого самоуничтожения губернатор Дрозденко, ведь перед народом накануне всех выборов отвечать ему. "Это подстава", - решили те, кто это видел.

Власти Ленобласти подступились к тому, что обещали сделать в начале года - официально поднять плату за капитальный ремонт. Нынешний тариф составляет 5,55 рубля за квадратный метр. При принятии закона пять лет назад он казался высоким, а года полтора как идут разговоры, что честная цифра не может быть ниже 25—30 рублей.

В четверг, 20 сентября, в повестку заседания правительства внезапно включили рассмотрение вопроса "о повышении платы за капитальный ремонт". Судя по черновику постановления, розданного присутствующим, с 2019 года он должен составить 9,3 рубля за квадратный метр. 

Речь перед присутствующими держала заместитель председателя комитета по ЖКХ Екатерина Кайянен

5.JPG Валентин Илюшин
на фото: Екатерина Кайянен

Вкратце она напомнила, что в программе капремонта сейчас 12800 домов и большинство из них выбрали так называемый котловой метод сбора. На счетах регионального оператора лежат 2,2 млрд рублей, на спецсчетах, то есть вне общего котла - 620 млн рублей. К населению вроде как претензий нет, ведь собираемость находится на среднем уровне России.

Судя по словам элегантной выступающей, подводит скорость освоения средств. За последние годы мы привыкли слышать о низких темпах реализации программы, но тут нарисовалась совершенно иная беда. Сейчас Фонд капремонта должен справляться сразу с двумя краткосрочными программами, за 2017 и 2018 годы. Общий объем необходимых средств - около 6,9 млрд рублей.

"Мы осуществляем реализацию сразу двух краткосрочных планов, хотя раньше удавалось, наоборот, делать один план за два года. До конца года планируем собрать 600 млн рублей, но они все законтрактованы", - поделилась Кайянен, явно подводя к тому, что скоро скажет нечто важное.

По ее словам, на федеральном уровне разработана новая правовая база, и теперь краткосрочный план будет составляться на три года, а не на один, как сегодня. Притом исполнять его нужно будет в срок, то есть не как привыкли в Ленобласти. По всем анализам выходит, что с тарифом ниже, чем 9,3 рубля за квадрат, не справиться. 

Притом минимальный объем финансирования на 2018—2020 годы составит 15 млрд рублей, за эти деньги можно отремонтировать 2501 многоквартирный дом, а в них, если точнее - провести 15777 работ. С учетом планов по собираемости, в 2018 году, при тарифе в 5,55 рубля, в фонд ушло 1 млрд 927 млн рублей, в 2019 и в 2020, при тарифе в 9,3 рубля, эти цифры поднимутся до 3 млрд 432 млн рублей. На экранах появилась табличка, сообщавшая, что дефицит средств по финансированию программы капитального ремонта составит 8 млрд рублей. 

"Эти суммы являются предварительными, по большой части домов проектная документация еще не разработана", - уточнила чиновница, добавив, что вообще, согласно данным министерств, минимальный взнос должен быть на уровне 20 рублей, так что к расчетной сумме еще применен понижающий коэффициент.

В комитете по ЖКХ явно не против сократить список ремонтируемых домов. Но этого сделать не дадут федеральные нормативы, сразу заметила Кайянен. Хоть регион каждый год и утверждает список на следующий год, но есть общий план на три десятилетия, и от него никуда не деться. Так что максимум, на что можно пойти - это исключить здания, где износ составляет более 70%, тогда они перейдут в программу ремонта аварийных домов, тем самым снизится нагрузка на программу капремонта. Домов, построенных ранее 1959 года, в Ленобласти примерно одна пятая.

Заседания правительства в большинстве своем проходят в жанре монологов, так что после доклада удивительно было видеть хоть одного желающего поговорить. Да и то им оказался депутат Владимир Петров, затесавшийся в ряд глав районов. Ему включили микрофон, и он произнес то, что, кажется, было на устах большинства: 

16.JPG Валентин Илюшин
на фото: Владимир Петров

"Для начала я не понимаю, почему выступает Екатерина Евгеньевна, а не председатель комитета Кузьмин или вице-губернатор по ЖКХ Коваль. По сути, повышение тарифа на капремонт - решение непростое, особенно в свете пенсионной реформы. Александр Юрьевич, поскольку тут все равно только вы решаете, прошу вас наложить мораторий на этот тариф. Если он еще и повышаться будет, мы не пройдем муниципальные выборы в 2019 году. Да и с вами что будет, у вас же выборы в 2020 году, конечно, если вы вообще будете избираться. Это вопрос политический", - заявил Петров.

Кстати, в предыдущие годы как раз из-за разномастных выборов власти и не поднимали тариф на капремонт. Раз тема вообще была вынесена на суд общественности, казалось, единственное, что мог ответить Александр Юрьевич - это подробно объяснить, почему он поддерживает сказанное подчиненными. Но вместо этого грянуло вот что:

"Моя позиция не такая, как у Кайянен и Коваля. Я против такого увеличения тарифа. Мы еще ни разу не использовали сто процентов наполнения фонда, ни разу не доказали, что можем больше трех миллиардов осваивать. И на этом фоне говорить о повышении тарифов в два раза - это самоубийство".

На этих словах в зале раздались аплодисменты.

3.JPG Валентин Илюшин

Впрочем, размышления главы региона привели к тому, что повышать тариф все же надо. Но не так резко: "Цифра в 5,55 устарела. Я предлагал, если и повышать, то на 30%. Сначала тариф будет 7,2, затем 7,95 и далее". 

"Деньги считаются просто. 2 млрд вы собираете, 700 млн дает бюджет. Если повысить на треть, выйдет 3,3 млрд рублей. Не факт, что вы это-то освоите. Посто бахнуть, потому что вы так посчитали - это неправильно. Почему мы должны увеличивать плату за счет жителей старых домов, если те, кто в новостройках, не платит ничего? Сама подготовка материала слабенькая", - разразился тирадой Дрозденко.

Дальше были воспоминания о том, что в Фонде капремонта "раз восемь менялся гендиректор", "вы ни разу не освоили даже то, что есть", "фонд не заслужил таких резких скачков тарифов".

Вице-губернатор Олег Коваль, сидевший по правую руку от губернатора, как-то игриво улыбался в его адрес, но молчал. Из зала пошли разговоры в духе, что во всем виноваты власти Петербурга, установившие тариф в 3,4 рубля, из-за чего областной тариф вроде как сжимается, как может, но все равно кажется гигантом.

Владимир Петров вслух заметил, что у стоящей на трибуне Кайянен "глаза опущены в пол". Видимо, тоже подметив, какой груз негатива обрушился на человека, занимающего далеко не первое место в коммунальной иерархии, Александр Дрозденко смягчился:"Если взять цифру 9,3, это будет не самая большая по стране. Но в два раза повышать тоже неправильно". 

В момент, когда уже договорились отложить обсуждение вопроса до октября, настоял на внимании к своей персоне Олег Коваль. "Мне-то можно сказать?" - отчаялся нажимать на кнопку микрофона он.

"Я понимаю, что вы мне слова не даете из-за моей эмоциональности. Екатерина Евгеньевна - женщина спокойная и умная. Но как нам быть с тем, что мы до конца этого года освоим все средства в фонде, а их там всего 2,2 миллиарда? Кто нам даст еще четыре?"- при этих риторических вопросах он ничуть не грустил, а задорно размахивал руками. 

Фото: Валентин Илюшин

Возможно, это было зря, ведь вроде как идущий на компромисс Александр Дрозденко уже без шуток произнес: "Финансировать фонд будем, исходя из тех возможностей, что у нас есть". 

- Вы мне вечно говорите, что в Петербурге на фонд дают 14 миллиардов. Сколько ни ищу в их бюджете, так и не нашел, - на этих словах глава региона готов был вспыхнуть.

- Я вам докажу, что я прав. И вообще, Роман Иванович мне письмо прислал, где сказано, что он меня поддерживает, - даже со стороны этот аргумент отдавал отчаянием. Года два Коваль с Марковым публично пикируются насчет денег, и на этом месте в зале раздался сдавленный смех. Роман Марков смотрел строго вперед и вроде как покраснел.

6.JPG Валентин Илюшин
на фото: Роман Марков

- Красивая подстава, - крикнул без микрофона Владимир Петров.

- Это в ваших кругах подстава, - тоже без микрофона крикнул Коваль.

В зале кто-то продолжил: "Это для вас подстава, а у нас просто так принято".

Александр Дрозденко произнес финальный монолог, суть которого сводилась к тому, что за любые идеи отвечает исключительно он. Так что ему и решать, как быть с тарифом на капремонт. "Если у кого-то есть иные варианты, его и определим ответственным. В октябре будет заседание правительства и вот там примем окончательное решение”, - добавил он. 

И все же последнее слово оказалось за Романом Марковым. "Я от своей подписи не отказываюсь. Мы понимаем, что ставка недостаточна для исполнения программы, могла бы быть и выше. Я обязан давать честную картину как руководитель финансового блока. Олег Сергеевич как руководитель коммунального блока обязан отвечать за свое. Но политическое решение принимает губернатор. Мы в этом смысле являемся только помощниками".

Фото: Валентин Илюшин

Юлия Гильмшина,
47news