Верховный суд РФ ожидает пересмотра уголовных дел об экстремизме, возбужденных по фактам лайков и репостов в социальных сетях. 

Об этом сообщил журналистам после заседания пленума заместитель председателя ВС РФ, председатель уголовной коллегии Верховного суда России Владимир Давыдов, передает ТАСС

Как сообщает информагентство, пленум Верховного суда России в четверг, 20 сентября, принял новое постановление, разъясняющее, при каких обстоятельствах можно привлекать к уголовной ответственности за размещение в интернете экстремистских материалов.

"Будут ли иметь наши разъяснения обратную силу? Конечно, потому что мы разъясняем по существу действующий закон", - сказал Давыдов. Он отметил, что криминален не сам репост или лайки, а направленность действий на разжигание ненависти. "Для нас в целом было изначально очевидно, что доказывать надо умысел", - пояснил зампред ВС РФ.

Как передает РБК, после сегодняшнего заседания изменения должны быть внесены в постановление пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2011 года "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности". В первый пункт документа добавят абзац, обращающий внимание судов на то, что "гарантированные Конституцией Российской Федерации и международно-правовыми актами свобода мысли и слова, а также право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом могут быть ограничены только в исключительных случаях". Исключениями могут быть лишь защита конституционного строя, нравственности, обеспечение обороны и безопасности государства, а также ряда прав человека, отмечает издание.

ВС РФ особо подчеркнул, что суд должен проверять наличие "не только повода, но и основания для возбуждения уголовного дела". Обвинение, таким образом, должно в суде доказать не только сам факт публикации какого-либо файла, содержащего признаки возбуждения вражды и ненависти, но и оценить контекст. Квалифицировать публикацию как преступление по ст. 282 УК РФ рекомендовано лишь в том случае, если она была сознательной. В формулировке пленума ВС указывается, что для признания факта уголовно наказуемого деяния обвинение должно доказать, что "лицо, разместившее такой материал, осознавало направленность деяния на нарушение основ конституционного строя, а также имело цель возбудить ненависть или вражду либо унизить достоинство человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо принадлежности к какой-либо социальной группе", пишет РБК.

Внимание нижестоящих судебных органов обращается на тот факт, что правовая оценка вероятному преступлению должна даваться исходя из "характера и степени общественной опасности". "Судам необходимо учитывать, в частности, размер и состав аудитории, которой соответствующая информация была доступна, количество просмотров информации, влияние размещенной информации на поведение лиц, составляющих данную аудиторию", — указывается в постановлении, которое цитирует издание.