Перед Ивангородом разворачивают эстонские лизинговые авто. Сначала российские таможенники не пускали, а теперь и местные убеждают в бессмысленности. Это за рулем ты Томас или Калев, а по документам — ты банк с огромным гаражом на территории ЕАЭС.

4 сентября вступили в силу поправки в федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации". В документе на 983 страницы 47news привлёк внимание пункт, расширяющий полномочия российских таможенников в части механизма пост-контроля. Теперь они могут останавливать для проверки  фуры на дорогах Петербурга, Ленинградской и Волгоградской областей. Но первая реакция на изменения пришла из Эстонии. Президент этой страны Керсти Кальюлайд только неделю назад поговорила в Нарве с местными жителями по-русски, а 4 сентября по-русски заговорил прибалтийский сегмент отечественных социальных сетей. Эстонские автомобилисты стали массово жаловаться на то, что их разворачивают при попытке попасть в Россию через МАПП "Ивангород — Нарва". Причем поворот от моста "Дружба" дают владельцам лизинговых авто.

"И так в Россию ездить не очень-то и хочется...но тут совсем маразм. Надо для россиян такой же въезд в Шенген сделать", - написала пользователь "Вконтакте" не сказать чтобы с эстонской фамилией Olga Malõševa. Намекнув на необходимость иметь россиянам при себе 10 тысяч евро при въезде в ЕС.

"Будьте осторожны, кто собирается в РФ по делам или в путешествие! На российской таможне сегодня, 4 сентября, начался беспредел", - смог подобрать уж совсем избитое слово Вадим Селюгин.

Собеседники 47news в Кингисеппской таможне на глазок оценивают количество пропущенных в РФ иностранцев в полсотни. При этом говорят о том, что сегодня, 6 сентября,  количество желающих попасть в Ивангород обладателей лизинговых машин поубавилось. Эстонские СМИ уже раструбили о проблеме, а эстонские коллеги-таможенники  загодя предупреждают своих о напрасности попытки попасть в Россию на не своей машине.

Формальности же -  на 540-й странице закона в пункте втором части пятой статьи 193 "Временный ввоз и временный вывоз физическими лицами товаров для личного пользования".

Если переводить с выверенного юридического на понятный, то получается, что нет ничего страшного в том, если у физического или юридического иностранного лица есть машина и он хочет на ней въехать на территорию Евразийского экономического союза. Другое дело, если это лицо является обладателем двух и более авто, зарегистрированных за пределами России. На вторых и последующих машинах иностранец может попасть в Россию только после внесения денежного обеспечения. Его он должен оставить на границе, а при выезде забрать обратно.

Но казус заключается в том, что формально владельцем лизинговых автомобилей является не гражданин, а банк. Лизинг - долгосрочная аренда автомобиля с последующим его выкупом, то есть транспортное средство берётся как бы в прокат на определенных условиях. И за въезжающим в Россию эстонцем наш таможенник видит не Томаса, Магнуса или Калева, а конкретное финансовое учреждение. А вероятность того, что эстонская банковская машина уже есть на территории союза, гораздо выше, чем у варианта с частником.

Как рассказали в СЗТУ, схема идентификации владельца авто проста. Все данные есть в подаваемых сотруднику в зелёном документах. А у сотрудника есть база. Размер же обеспечения, который необходимо оставить на границе, тоже ясен. Он равен сумме таможенных пошлин, которую бы пришлось оплатить гражданину, если бы он ввозил в Россию автомобиль для последующей растаможки. А она зависит от стоимости авто, его возраста и параметров. А получается, что за новый "Фольксваген Тигуан" с бензиновым двигателем в 1984 кубических сантиметра придется оставить примерно 16 тысяч евро, а  за десятилетний "Форд Фокус" с мощностью на 80 лошадиных сил уже 5,2 тысячи евро. А в целом стоит ориентироваться, что на границе надо  иметь при себе примерно 10 тысяч евро.

Интересно, что тревогу с разворотом бьют только эстонские автомобилисты. 47news позвонил в Выборгскую таможню. Там сообщили, что ни на "Торфяновке", ни на "Брусничном", ни на "Светогорске" финские обладатели лизинговых автомобилей не бузят. Зато в Псковской таможне, где расположены пограничные пункты с Эстонией "Шумилкино" и "Куничина Гора", также рассказали о разворотах. И  тоже были категоричны: "Есть федеральный закон, его не обсуждают, а исполняют".

По информации 47news, в настоящее время эстонская лизинговая тема тщательно разбирается в Северо-Западном таможенном управлении. Там тоже удивлены, почему один из пунктов нового закона так больно ударил именно по эстонцам. А пока версия - в укладе жизни и финансовых возможностях неграждан Эстонии, которые проживают в стране с "серыми паспортами". По данным Министерства внутренних дел Эстонии, на 1 января 2017 года число таких неграждан  составляло 79 438 человек, то есть около 6% населения. Естественно, они тяготеют к уезду Ида-Вирумаа, который граничит с Кингисеппским районом Ленобласти. Его еще именуют "русским тамбуром Евросоюза".  А имеющаяся у таможенников статистика оказалась неожиданной.

"У неграждан Эстонии каждая вторая машина в лизинге. Так для них дешевле, а в стране вообще схемы аренды и проката любят. А пока машина в лизинге, её собственник — банк. Если первая машина определенного банка проехала — то другие уже не могут. Но банк-то обеспечение вносить не будет, вот и жалуются", - рассказал 47news собеседник в таможенном ведомстве. Там знают таможенное законодательство соседней страны, а теперь погружаются в налоговое законодательство.

Вообще, как любил размышлять радист Густав в Мюнди-баре "Зоны" ленинградца Сергея Довлатова: "Настоящий эстонец должен жить в Канаде! В Канаде, и больше нигде..."

Александр Калинин,
47news