Тихвинский прокурор Волницкий так нажал на бизнес в Тихвине, что пришлось вмешаться полпреду президента Александру Беглову. Наверху в первую очередь опасаются волнений. 47news предположил, через какого депутата достучались до наката на людей прокурора Ленобласти Бориса Маркова.

Главный федеральный инспектор по Ленинградской области полпредства президента в Северо-Западном федеральном округе Татьяна Лукаушкина 27 августа встретится на Суворовском, 67 с главой администрации Тихвинского района Верой Пастуховой. Предметом обсуждения станет нездоровая атмосфера на рынке пассажирских перевозок в районе. Поводом стала жалоба, направленная гендиректором ООО "Тихвинпассажиравтотранс" Владимиром Автуховым полпреду президента Александру Беглову.

В жалобе (есть в распоряжении редакции) Автухов связывает участившиеся проверки прокуратуры с привлечением ГИБДД с телодвижениями конкурентов.

- С марта по июль было проведено десять проверок, хотя для этого не было никаких оснований, так как за последние годы работы у ООО "ТПАТ" не зафиксировано каких-либо серьёзных нарушений. В отношении сотрудников предприятия вынесено восемь представлений. Со слов представителей прокуратуры, проверки носили плановый характер, однако на сайтах прокуратуры Ленобласти и Тихвина таковых не значится. Другие предприятия почему-то прокуратуру не интересуют, - отмечает Автухов, добавляя: - Всё это не может не наводить на мысль, что должностные лица тихвинской прокуратуры, возможно, оказались втянуты в недобросовестную конкуренцию. 

Коммерсант приводит в пример проверку надзора в марте. Тогда, в тёмное время суток, был остановлен один из автобусов. Из-за трещины на лобовом стекле пассажиры были высажены и при температуре минус 10 по Цельсию добирались до дома пешком. Особую любовь к предприятию, по словам Автухова, проявляет помощник тихвинского прокурора Волницкого Ирина Светлова. Ссылаясь на поручение руководства, она по два раза в день появлялась на предприятии с требованием предоставить десятки документов, как бы удивляется гендиректор. При этом, после Светловой, в офисе компании появлялись другие сотрудники прокуратуры с тем же приказом и аналогичными требованиями.

В жалобе упоминаются первый заместитель прокурора Александр Поляков и помощник прокурора Виктор Золотинин.  "...Наших сотрудников буквально на ровном месте издёргали, мешая нормальной работе", - сообщает полпреду руководитель. Отметим, что последняя реакция прокуратуры была 16 августа, она зафиксировала неработающий габарит на одном из автобусов . Но в тихвинской прокуратуре сообщили, что проверок было всего четыре, а остановка транспортного средства с явными нарушениями таковой не считается.

Все напасти Автухов связывает с выигранным в марте контрактом на пассажирские перевозки в Тихвинском районе. В связи с этим изменения на рынке перевозок там действительно произошли тектонические.    

Напомним, что 1 июля на смену 15-ти действующим перевозчикам,  большая часть которых – индивидуальные предприниматели, пришли только два. Победителями аукционов стали некоммерческое партнерство "Агентство развития Вепсский лес", которое по-прежнему будет отвечать за маршруты Шугозерского направления, и ООО "Тихвинпассажиравтотранс" (образовано на базе бывшего муниципального предприятия) – ему достались все остальные маршруты по городу и району. На рейсы вышли 34 новых автобуса и 18 бывших в эксплуатации. Из них восемь низкопольных и предназначенных для перевозки людей с ограниченными возможностями и пассажиров с детскими колясками и три автобуса вместимостью не менее 99 мест. Все машины должны быть оснащены тахографами и спутниковой системой ГЛОНАСС. Здесь стоит отметить, что до последнего времени пассажирские автобусы в Тихвине, кроме слёз, ничего не вызывали.

После того как чертова дюжина предпринимателей остались за бортом, 47news предполагал, что в Тихвине начнутся бизнес-войны. Что и произошло. Водителям и кондукторам не отдавали трудовые книжки, а на проходной "ТПАТа", как говорят, шоферов встречали  крепкие ребята и сообщали, что сегодня выходной. Были даже разговоры об угрозах главе администрации Пастуховой  и сообщения о том, что водителям заплатили за месяц работы с условием того, что в "ТПАТ" они не пойдут.

- На 25 июня отделом кадров были подготовлены 127 комплектов документов. Но уже к вечеру 30 июня (за день до начала работы по новому контракту) 76 заявлений были отозваны. Ещё три водителя не вышли на работу из-за угроз физической расправы. Люди были запуганы и не доверяли ни прокуратуре, ни следственным органам, - пишет в жалобе Автухов. (Водителей он всё же нашёл, бросив клич по соседним регионам). 

По данным "СПАРК-Интерфакс", основным владельцем ООО "ТПАТ" является Николай Преснухин. Помимо прочего, он руководит или владеет десятком предприятий, никак не связанных с перевозками. Директор Автухов, наоборот, специализируется на автобусных перевозках, в том числе руководит "Автотранспортным предприятием Юго-Востока Ленобласти", которое тоже расположено в Тихвине. По оценке администрации, суточный пассажиропоток в Тихвине составляет 17 тысяч человек. При стоимости билета в 25 рублей, выручка за месяц по всем направлениям доходит примерно до 13 миллионов рублей, то есть 156 млн в год (с поправкой на снижение пассажиропотока в выходные получается немногим меньше).

Упоминает гендиректор также о неком местном жителе Соколове, который якобы опекает маршрутчиков чуть ли не с 2007 года. Как слышал Автухов, после победы "ТПАТ" на конкурсе с перевозчиков был собран 1 млн для решения вопроса через "высокопоставленные погоны", как он выражается в жалобе. Своё обращение коммерсант заканчивает словами: "Прошу оградить нас от недобросовестной конкуренции с использованием правоохранительных органов".

Кстати, этнографическая деталь в этой истории в том, что старший помощник прокурора района Михаила Волницкого, Наталья Закатова, замужем за одним из индивидуальных предпринимателей, что занимаются перевозками. Он в том числе оказался в  дюжине тех,  кто остался за бортом конкурса. Любопытно, что именно из-за этого квалификационная коллегия судей Ленобласти отказала даме в кресле судьи в 2015 году. В прокуратуре парируют тем, что Закатова по функциональным обязанностям не может влиять на рынок перевозок. И уж точно чистым совпадением являются разговоры о том, что уже упоминавшийся Виктор Золотинин до работы в прокуратуре оказывал юридические консультации перевозчикам в районе. Впрочем, в прокуратуре это отрицают и говорят, что в трудовой книжке такой записи нет.

Ещё до того как о боевых действиях стало широко известно, прокурор района Михаил Волницкий 17 июля направил Пастуховой представление (есть в распоряжении 47news), в котором требовал рассмотреть возможность разрыва муниципального контракта. Надзор указывал, что по условиям договора в течение пяти дней с момента заключения все документы, например, личные дела водителей и документы на транспортные средства должны быть в порядке, чего не наблюдается. Из 62 медсправок водителей 11 вызвали у прокуратуры сомнения из-за несоблюдения формы. Необходимого количества водителей надзор тоже не заметил. Ещё одной претензией стало то, что 16 автобусов выпущены в 2011 году, а должны быть не старше шести лет.

Представление, по словам собеседников в тихвинской прокуратуре, Пастухова не выполнила и контракт не расторгла. Тогда, 9 августа, прокурор Волницкий направил представление на имя главы района Александра Лазаревича с требованием рассмотреть вопрос о привлечении Пастуховой к дисциплинарной ответственности (есть в распоряжении 47news) за отказ разорвать контракт. Аргументация в сторону "ТПАТ" всё та же, но градус нагнетается упоминанием террористической опасности.

- Допущенные ООО "ТПАТ" нарушения привели к тому, что в период проведения в городе Тихвин праздничных мероприятий и вследствие этого наличия в городе больших скоплений народа, по муниципальным маршрутам осуществляли движение автобусы разных классов под управлением ненадлежащим образом подготовленных водителей, что повлияло на антитеррористическую безопасность мероприятий, - пишет Волницкий, добавляя, что предприятие не раз срывало рейсы, а это приводило к многочисленным обращениям граждан и даже новостям на 47news.  В копилку претензий прокурор кладёт и смерть водителя от жары.

Заметим, что базой для представления прокурор Волницкий выбрал обращение одного из отодвинутых от перевозок индивидуального предпринимателя Олега Котова.  

Понятно, что где тихвинские маршрутки, а где наместник президента Беглов. Но в полпредстве к обращению с места подошли системно. От имени фединспектора Татьяны Лукаушкиной были направлены письма в администрацию района Вере Пастуховой, вице-губернатору Ленобласти по строительству Михаилу Москвину, в зоне ответственности которого управление по транспорту, прокурору Ленобласти Борису Маркову. Михаилу Волницкому было дано поручение собрать информацию. В полиции и Следственном комитете ситуацию поставили на контроль. "Произошло это вечером 22 августа и сопровождалось  немалым шумом", - отметил собеседник в Следкоме.   

По данным 47news, обращения Лукаушкиной практически идентичные.

- Из информации, полученной от ООО "ТПАТ", следует, что со стороны контролирующих и надзорных органов, в том числе отдела ГИБДД и Тихвинской городской прокуратуры, осуществляется давление на данное предприятие, а также препятствование его хоздеятельности. Причиной подобных действий руководство "ТПАТ" считет заинтересованность отдельных представителей данных органов в распределении маршрутов и денежных потоков от их обслуживания, - для начала заходит Лукаушкина, добавляя, что угроза приостановки деятельности  предприятия может вызвать существенные проблемы с транспортным обеспечением и как результат — к росту социальной напряжённости.

В целях подготовки доклада полпреду Беглову Лукаушкина указывает всем получателям писем предоставить подробную информацию по данному вопросу.

В Управлении по транспорту правительства Ленобласти на вопросы 47news ответили, что в июле было много жалоб на "ТПАТ", но к концу месяца их стало значительно меньше. "При такой масштабной реформе процесс это объективный, идёт становление. К тому же, много обиженных перевозчиков. В рамках своих полномочий мы помогаем в координации и решении возникающих проблем. Что касается проверок "ТПАТ", то прокуратура нас к ним не привлекала. Наша плановая состоится в сентябре. Но по сравнению с тем, какие там раньше были автобусы, нынешний перевозчик явно смотрится лучше", - отметили в управлении. 

В тихвинской прокуратуре категорически не согласны с накатом на надзор и считают это спланированной акцией.

- А почему такая активизация надзора произошла? И почему так круто прокуратура стала настаивать на разрыве контракта? - спросил 47news одного из ответственных работников этого ведомства.

- Мы не настаиваем на разрыве контракта. Выигравший перевозчик волен нанять на субподряд других перевозчиков. Сегодня он просто не справляется. Из 53 автобусов на линиях 40, остальные в ремонте, а работают они, заметьте, меньше двух месяцев. Водителей не хватает, работают в две смены. Кондукторов тоже не хватает. Жалоб только зарегистрированных около 80-ти. А сколько людей просто звонят им на дежурный телефон. Соцсети усеяны жалобами. У нас зарегистрировано тоже достаточно. Возбуждены два уголовных дела по некачественному оказанию услуг. И потом, они же стали практически монополистом, кого нам проверять, да ещё при таком количестве жалоб жителей.

- Автобусы же лучше стали, разве нет?

- Часть да, а часть как была развалюхами, так и осталась. А приедете - вам покажут красивые, а на деле это не совсем так. К тому же ни о каких тахометрах и ГЛОНАССАх речи не идёт. И характер жалоб изменился. Если раньше на хамство водителей жаловались, то теперь на то, что элементарно автобус не приходит.

- В чём основная претензия к администрации?

- Головой надо было думать, когда признавали победителем предприятие, которое заведомо  не может выполнить условия контракта. Они действительно очень жёсткие, ну так и заявляться тогда не надо было. И правильно, идут конкуренты и говорят, что это фикция. А вы бы что на их месте делали и куда бы шли? Не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы понять как проводился конкурс, - отметил собеседник.      

По данным 47news, 15 августа начата новая проверка ООО "ТПАТ". И ведёт её уже упомянутый Виктор Золотинин. "Что касается жалобы в целом, то в прокуратуре её считают давлением на прокурорского работника, ведущего проверку", - отметили в прокуратуре Ленобласти.

47news связался с прокурором Михаилом Волницким и рассказал, что его подозревают в неформальных отношениях с перевозчиками.

- Знаете, любого человека можно как угодно оговорить. И меня, и вас. Время покажет, кто прав, - ответил Волницкий и вежливо попрощался.

По мнению главы администрации Веры Пастуховой, бурю надо просто переждать.

- Идёт процесс нормализации перевозок. Не стоит сегодня раздувать скандал. Чем можем, мы перевозчику помогаем. Надеюсь, все придёт в норму, - отметила чиновница.     

Вице-губернатор Михаил Москвин ответил предельно коротко.

- Я за исполнение закона. Конкурс проведён администрацией, но мы рядом, если что. А вообще-то людей просто надо возить, и точка, - уверен собеседник. Несомненно, позиция железобетонная.

47news обратил внимание на то, что несмотря на всю важность для населения пассажирских перевозок, пожалуй, впервые подобная история доходит до уровня полпреда президента. По словам собеседников в Тихвинском районе, ответ может быть простой. Как говорят, депутат ЗакСа Ленобласти от района Надежда Белова в неплохих отношениях с жалобщиком Владимиром Автуховым и владельцем компании Николаем Преснухиным. В этом случае пазл, как до таких кабинетов достучались из тихвинской маршрутки, может сложиться.

Виктор Смирнов,
47news