Соцсети и мобильные операторы по полгода будут хранить то, что наболтают и намарают россияне. Связисты не понимают, как будут получать хранимое чекисты, и ждут прецедента. А в органах с доступом к нужной информации и прежде не церемонились.

1 июля вступает в силу антитеррористический закон Яровой, обязывающий операторов связи и  интернет-провайдеров хранить голосовую информацию - записи телефонных разговоров; текстовую корреспонденцию - SMS и переписку в социальных сетях, а также медиа-трафик: фото-, аудио- и видеофайлы. Правила хранения записей организаторами распространения информации 26 июня окончательно утвердил премьер-министр Дмитрий Медведев. Записи разговоров и текстовые сообщения операторы связи должны хранить полгода с момента доставки. Этим же периодом определен срок хранения для социальных сетей и форумов, на которых россияне обмениваются информацией. Если хранимая информация потребуется сотрудникам ФСБ или, например, уголовному розыску для проведения оперативно-розыскных мероприятий, она должна быть им выдана.

В начале нулевых годов страну накрыла волна информатизации и возник показательный спор библиотекарей-книжников и поборников тотальной информатизации. Адепты цифрового общества держали в руках флешку и кичились тем, что вот-вот настанет время, когда все возможные фонды наших Публички и Ленинки и их Библиотеки Конгресса уместятся на небольшой карте памяти. Прошло каких-то десять лет, и уже в IT-сообществе говорят о зиккуратах-серверах, без которых не обойтись после закона Яровой. Россияне друг с другом говорят, эпистолярят и обмениваются мем-картинками в масштабе, который, такое впечатление, уже сравнялся с наследием прошлого. Спасают только сообщения о расширении вселенной. А значит, есть шанс не утонуть в генерируемом трафике. Прежде ведь у операторов связи и онлайн-сервисов не было нужды заниматься накопительством. Был важен сам факт совершенного звонка или отправленного сообщения. Эти движения аккумулируются в прибыль. А чем больше их будет — тем лучше.

А правила игры определялись аббревиатурой СОРМ - системы технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий. Это не российское ноу-хау. Схожие системы "Родина слышит, Родина знает" действуют и в других странах. Возможности СОРМ позволяют сотрудникам российских спецслужб при необходимости получать информацию, идущую по каналам связи всех мобильных операторов. Каждый работающий в России оператор обязан установить на свои каналы связи оборудование, обеспечивающее работу системы. Быть российской компанией и игнорировать СОРМ невозможно. И буча с требованиями ФСБ получить от мессенджера Telegram ключи шифрования и веерная блокировка  IP-адресов Роскомнадзором тому пример.

В преддверии наступления 1 июля 47news позвонил игрокам рынка телекоммуникаций и, как нам показалось, операторы сами не до конца понимают, как будет работать новая система и как им предстоит взаимодействовать с органами. В TELE2 сказали, что свои затраты на исполнение закона Яровой оценивают, как и коллеги-конкуренты - в десятки миллиардов рублей за три года. В МТС сообщили, что еще в апреле объявили о готовности в течение пяти лет направить на мероприятия 60 миллиардов рублей. Эта цифра по-прежнему актуальна. В "Вымпелкоме",  предоставляющем услуги под брендом "Билайн", говорят о 45 миллиардах рублей. А в "Мегафоне" 47news услышал цифру 40 миллиардов. В компании заявили, что в преддверии начала действия закона Яровой тестируется площадка для сбора, хранения и обработки данных в Нижнем Новгороде. В планах открыть еще несколько комплексов, но разместится ли хоть один из них на территории Ленинградской области — неизвестно.

В разговоре с 47news представители телекоммуникационного рынка не под запись признавались, что толком в том, как будет работать эта машина по хранению и предоставлению данных, никто не разобрался. Просто в постановлении нет раздела, который бы описывал взаимодействие операторов с правоохранительными органами. Все ждут прецедента, то есть громкого дела, когда ФСБ что-нибудь запросит, а ей будут вынуждены ответить. То есть закон будет опробован в бою, исход которого не ясен. Однако в голосах собеседников чувствовалось, что никто не хочет быть первопроходцем: все желали, чтобы реализация закона испытывалась не на них, а на коллегах-конкурентах.

В разговоре с 47news директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова также акцентировала внимание на том, что в правительственном постановлении, утвержденном за несколько дней до начала исполнения закона Яровой, не разъясняется, каким образом организаторы распространения информации должны разрешать коллизии, связанные с хранением сообщений, содержащих персональные данные, сведения, составляющие тайну, и объекты авторского права. Не определены и требования к защите подобных массивов информации, ответственность за ее утечки.

- Вы переписываетесь в мессенджере или по почте, но в любом случае вы зарегистрированы, есть договор, а речь идёт о ваших персональных данных. А теперь этот трафик начинает храниться, а услуги по хранению возлагаются на неких третьих лиц. Теоретически доступ к этим данным должен осуществляться исключительно по суду, а никак не иначе, - рассказала Левова.

Ситуация непонимания усугубляется тем, что услугами отечественных операторов и провайдеров пользуются и граждане других государств, в частности тех, что входят в Европейский союз. В конце мая 2018 года в ЕС как раз приняли Общий регламент по защите данных (General Data Protection Regulation), который ужесточил доступ к персональным данным европейцев. В нём прописаны такие понятия как "контролёр данных", то есть организация, которая собирает данные от резидентов ЕС, "обработчик данных", а также "субъект данных". Суть GDPR сводится к тому, что у граждан Евросоюза обязательно должны брать согласие на обработку персональных данных. Но навряд ли наши органы будут утруждать себя подобными формальностями.

Сегодня биллинг-информация о переговорах по сотовому телефону предоставляется операторами  исключительно по решению суда. Во всяком случае, именно туда отправляют следователей, когда они просят у сотовых компаний распечатки телефонных разговоров абонентов. Естественно, в таких случаях говорят о соблюдении тайн и прав клиентов. Конечно, эту информацию можно получить и в обход суда, но редко. А в Петербурге на Литейном и Суворовском  работают бюро специальных технических мероприятий, которые слушают и знают.

Но на подкорке у россиянина прочно сидит, что за ним наблюдают, его слушают, о нём помнят. Казалось бы, сфера телекоммуникаций не исключение. И действительно здесь попытки сохранить анонимность терпят крах. То безработное чебоксарское инкогнито по электронной почте потребует  у известного ресторатора денежную сумму за эксклюзив, то Копитоша  через электронные сервисы грозит заминировать петербургскую подземку. Сегодняшний страх пользователя зиждится именно на этих шести месяцах хранения. Вроде и раньше все мы были под колпаком у Мюллера. А теперь его еще и тесёмками на подбородке завязали.

Александр Калинин,
47news