Исследователи выяснили, как кризис 2014 года ударил по городам Ленинградской области. По данным ученых СПбГУ по миграции населения, во Всеволожске, Никольском, Коммунаре и Сосновом Бору он прошел незаметно, а в Ивангороде, Приозерске, Гатчине и Тосно жителям стало печальней. Тем временем в портовых городах-малютках жить стало веселей.

Как сообщили 47news в пресс-службе Санкт-Петербургского государственного университета, в 2018 году специалисты ВУЗа в области экономической и социальной географии изучили миграцию населения в 31 городе Ленобласти на предмет влияния негативных последствий экономического кризиса 2014 года.

"Существует хороший индикатор уровня жизни: миграция населения, — объясняет кандидат географических наук, доцент СПбГУ Дмитрий Житин. — Одни хотят сделать карьеру, другие — улучшить жилищные условия, кого-то интересует качественное образование или медицинская помощь. И из этого набора нереализованных желаний у человека складывается мотив переехать в другой город, где его жизнь, возможно, станет лучше. Именно поэтому мы решили посмотреть, как за три года до кризиса (2011–2013), а также в течение трех кризисных лет (2014–2016) в городах Ленинградской области изменилась динамика численности населения".

Именно этот показатель, обусловленный в первую очередь неравномерностью миграционного движения населения, является, по мнению ученых, одним из основных индикаторов социально-экономического самочувствия городских территорий.

Исследователи разделили города Ленобласти на шесть групп в зависимости от того, как изменился тренд их демографического развития после кризисного 2014 года.

Pic9_Карта 2011-2016_новые_типы.jpg Карта: СПбГУ

Оказалось, что далеко не на все населенные пункты кризис, в принципе, оказал влияние: меньше всего его ощутили города, откуда и так уже давно активно уезжали люди. Такой отрицательный тренд демографического развития до сих пор наблюдается в самых удаленных городах региона: в Тихвине, Кингисеппе, Подпорожье, Пикалёво, в Лодейном Поле, Луге и Бокситогорске.

Во вторую группу попали города, где кризис также проявился слабо, но динамика наблюдалась, наоборот, устойчиво положительная: Всеволожск, Никольское, Коммунар, Сосновый Бор. Эти города как были, так и остаются привлекательными для мигрантов из других регионов России и ближнего зарубежья. Они находятся ближе всего к границам Петербурга, там с разной скоростью, но постоянно идет прирост населения.

"Если посмотреть на карту, то можно отметить, что положительное влияние Санкт-Петербурга на динамику численности населения в Ленинградской области заметно на расстоянии вплоть до 100 километров от города", — пояснил ассистент кафедры экономической и социальной географии СПбГУ Александр Шендрик.

"В то же время нашлись и те города, где тренд сломался: до 2014 года всё было относительно неплохо, но после либо замедлились темпы роста, либо начался отток населения, — отметил Дмитрий Житин. — Это Шлиссельбург, Любань, Сертолово, Отрадное. Почему так произошло, сказать сложно. Могу предположить, что, к примеру, в Сертолово в этот период приостановилось строительство нового жилья, ведь кризис, прежде всего, сказался на объемах строительства и на покупательской способности населения".

Еще одну группу составили Ивангород, Гатчина, Волосово, Кириши, Приозерск, Светогорск, Выборг и Тосно — те города, у которых тренд демографического развития в последние годы изменился особенно сильно. "Эти населенные пункты очень разные, но общая закономерность здесь в том, что ситуация в них ухудшилась. Скорее всего, в предкризисный период, когда положительная динамика наблюдалась по всей стране, они получили импульс развития. Но, видимо, он был не настолько сильным, чтобы удержаться во время кризиса", — рассказал Дмитрий Житин.

У городов так называемой "полупериферии" — Сланцев, Волхова, Новой Ладоги и Сясьстроя — исследователи отметили усиление депопуляции. Только в двух населенных пунктах — Приморске и Высоцке — динамика рассматриваемых показателей улучшилась. "Это маленькие города, возле одного из которых находится нефтеналивной терминал, а второй работает как грузовой порт экспортной направленности, — объяснил Дмитрий Житин. — И положительная динамика численности населения этих портовых городов говорит о том, что, несмотря на кризисные явления в экономике страны в последние годы, экспорт сырья как был, так и остается важнейшим фактором развития региона".

Авторы статьи отмечают, что эту методику можно использовать и при изучении других регионов России. В ближайшее время они хотят проанализировать динамику изменения численности населения всех городов Северо-Запада РФ.

Полностью результаты исследования опубликованы в журнале Regional Research of Russia издательства Springer.