Провалилась идея Владимира Путина сделать Пикалёво городом приятным во всех отношениях для капиталистов. За семь лет потрачено полмиллиарда, но электричество искрит, вода не течёт, газ временный, а дороги развалились. Смеётся только финансовый вице-Марков.

Сотрудники межрайонного отдела Управления ФСБ по Петербургу и Ленинградской области с трёх часов дня и до позднего вечера 26 апреля изымали документы в администрации города Пикалёво. Госбезопасность интересовали контракты на строительство инженерной инфраструктуры индустриального парка. Среди них объекты энергетики, водоснабжения и водоотведения, а также транспортные подходы.

Так совпало, что за пару часов до визита контрразведки губернатор Ленобласти Александр Дрозденко на заседании правительства пообещал найти и уволить тех чиновников, что внесли свою лепту в срыв сдачи объектов в эксплуатацию. По этой причине Ленобласти пришлось в конце прошлого года вернуть полмиллиарда рублей в федеральную казну.  Новым сроком окончания строительства в правительстве называют 1 июля нынешнего года, но есть предположение, что этого не случится. Пока же известно, что еженедельно Пикалёво посещают члены рабочей группы во главе с финансовым вице-губернатором Романом Марковым. Как говорят в его окружении, отдавать деньги в федеральный бюджет ему было почти физически больно. Средства давно освоены, поэтому пришлось брать из казны области.

Сегодня индустриальный технопарк в Пикалёво напоминает новое офисное здание, в котором не подключены розетки, не работают туалеты, а батареи холодные. На данный момент готовы коробки двух корпусов, у третьего собран только остов. Работы по созданию города, приятного для капиталистов во всех отношениях, начались в 2011 году.

Как выглядят окрестности вокруг точки притяжения инвесторов, 47news оценил, выехав в Пикалёво. На 500 километров туда-обратно ушёл полный бак, но мы не пожалели.

видео 47news

Началась история с фразы "ручку верните", которую премьер-министр Владимир Путин бросил бизнесмену Олегу Дерипаске на совещании по проблемам на градообразующем предприятии "Базел-Цемент Пикалёво" в июне 2009 года. Вскоре после этого губернатор Ленобласти Валерий Сердюков подписал долгосрочную целевую программу "Инфраструктурное обеспечение комплексного инвестиционного развития и диверсификации экономики города Пикалево". Предполагалось, что, если обеспечить потенциальных инвесторов дорогами, водой, теплом, газом и электричеством, то Пикалёво встанет с колен за счёт создания рабочих мест и налогов. К 2025 году планировалось привлечь инвестиций на 16,7 миллиарда рублей.

В Пикалево проживает более 40% жителей Бокситогорского района. Численность населения снизилась за 2017 год на 193 человека и составляет 20 186 человек. В крупных и средних организациях города работает 4,5 тысячи человек. Доходы бюджета в минувшем году 187 млн рублей, расходы 182 млн. В отчете администрации сообщается, что актуальным остается вопрос строительства нового кладбища, в 2018 году планируется выделение под него земельного участка.

В конце далёкого уже 2010 года правительство Ленобласти заключило соглашение с Минфином о предоставлении дотации федерального бюджета на 532,7 млн рублей на строительство инженерной инфраструктуры в Пикалёво. Еще 57,4 млн добавил областной бюджет, муниципалы потратили полмиллиона на разработку градостроительных планов земельных участков. Под индустриальный парк выделили территорию за жилой зоной "Обрино" в Пикалево между бывшей автодорогой на Самойлово и дорогой "Вологда-Новая Ладога", площадью 10 гектаров. Здесь располагаются площадки №1,3,4.

В городе уже работает пара предприятий-инвесторов - тепличное хозяйство "Круглый год"  (площадка №2) и завод газового оборудования "Северная компания". В марте Пикалёво присвоен статус территории опережающего социально-экономического развития, что подразумевает налоговые послабления для инвесторов. Это вызвало бурю позитивных прогнозов в правительстве, но о публичных заявлениях капиталистов переместиться за 250 км от Петербурга пока не слышно.

В мае 2011 года глава администрации Пикалево Сергей Вебер подписал с ООО "Бизнес Компьютер Центр" ("Би.Си.Си") муниципальный контракт весом 260 миллионов рублей на строительство инфраструктуры парка. Из них на проектные работы ушло 24 млн, на сети водоснабжения - 35 млн, водоотведения — 36 млн, газоснабжения - 33,5 млн, сети электроснабжения - 59,5 млн, теплоснабжение 3 млн и на подъездную дорогу 69,5 млн. По графику работы должны были быть окончены в сентябре 2012 года. Впоследствии сроки неоднократно сдвигались.

По данным СПАРК-Интерфакс, основным видом деятельности "Би.Си.Си" является "торговля оптовая офисной техникой и оборудованием". Впрочем, на сайте компания сообщает, что занимается "инфраструктурным строительством и инновациями". При крепком обороте в 2016 году 3,3 миллиарда фирма показала 183 млн прибыли. Зарегистрирована в Петербурге. Через одно звено принадлежит четырём физлицам. В её портфеле преобладают IT-решения. Среди контрагентов такие компании как Ленэнерго, авиакомпания "Россия", Минобороны, Ростелеком, банк ВТБ и СПбГУ. Как рассказывают участники рынка, большую часть работ в Пикалёво компания отдавала субподрядчикам.

Исполнитель принялся за здравие, проект был готов в срок. Но когда начались строительно-монтажные работы, стало понятно, что в документации не учтен подвижный характер торфяных почв. Это прежде всего влияет на подземные коммуникации (трубы), безопасность газовых сетей и сохранность дорожного покрытия. Изыскания были проведены некачественно, строители натыкались на торфяные линзы. Еще год ушёл на переделку проекта.

По оценке нынешнего главы администрации Пикалёво Дмитрия Садовникова, за прошедшие шесть-семь лет подрядчику "Би.Си.Си" было выплачено примерно 300 млн рублей, ещё 100 млн не ушли в сторону коммерсантов из-за претензий к качеству работ. По факту, большинство сетей давно проложено. Но некоторые из них уже требуют реконструкции из-за длительного простоя.

- Главная проблема в том, что это единый проект, который не предусматривает сдачу объектов инфраструктуры по отдельности. Например, газовая труба есть, а канализация не готова. И все, тупик. Поэтому для Москвы это равнозначно неготовности всего проекта, - рассказал Садовников.

47news собрал данные об основных недоделках в части инфраструктуры технопарка. Картина получилась удручающая.

Для того, чтобы у обитателей технопарка была вода, необходимо обследовать ствол артезианской скважины, промыть его и сделать мониторинг водоносного горизонта. Но основная проблема в отсутствии насоса. Врезки в сеть тоже нет. Эти работы обойдутся в 2 млн рублей. Ещё 16 млн понадобится на устранение нарушений при прокладке канализации. На завершение работ на канализационно-насосной станции на 3-й и 4-й площадках понадобится 1,6 млн. Во столько же обойдётся доделка ливневой канализации. Локальные очистные также требуют вложений. Всего на приведение в порядок водоснабжения и канализации понадобится как минимум 23 млн. На сегодняшний день работы по договору с "Би.Си.Си" выполняет Леноблводоканал.

Большой проблемой чиновники называют состояние электросетевого хозяйства. Так, на построенной трансформаторной подстанции на площадке №2 работы были заморожены на несколько лет. На данный момент есть проблемы с воздушными линиями, столбы, которые были поставлены — покосились.

- Трансформатор один, коробка другая, слаботочка третья. Что могли, то и запихали. Одно из последних предложений - принять объект как недострой на баланс администрации, а затем передать в эксплуатацию Ленэнерго. Но для этого нужно провести технологическое обследование. Этого пока не сделано, чего там в администрации не чешутся, непонятно, - удивляется собеседник в комитете по ТЭК.

Подстанции на 3 и 4 площадках построены, предположительно, также не по проекту. По одной Ростехнадзор уже выдал список замечаний, по второй Ленэнерго безуспешно проводило испытания.

Подстанцию на площадках №2 и №3 строила, в том числе, и компания "Инвестстрой". Фирма примечательна тем, что в её учредителях был бывший вице-губернатор по ЖКХ и ТЭК и бывший депутат ЗакСа Ленобласти от Бокситогорского района Юрий Пахомовский. В прошлом году компания окончательно обанкротилась.

- Мы закончили работы в 2012 году, но подстанции не смогли подключиться к тяговой подстанции, она была просто не рассчитана на такую мощность. В 2017 её реконструировали, и теперь проблем быть не должно. Работы мы тогда сдали "Би.Си.Си.", всё подписано, претензий не было, - рассказал 47news бывший главный инженер "Инвестстроя" Николай Афанасьев.

На ниве строительства газового хозяйства в технопарке отметился колоритный коммерсант Тимур Псутури. Газовые трубы были проложены, и голубое топливо пошло в режиме пуско-наладки. Но документацию бизнесмен передал заказчику не в полном объёме. В частности, затерялись результаты контрольно-измерительной съемки, документы о соответствии законченного объекта проекту. Съемка проводилась нанятой Псутури фирмой, но денег за это фирма не получила. Администрация города уже было собралась заказывать новую съемку, но пару недель назад о той истории вспомнили. Как говорят, сегодня Псутури в Грузии, связаться с ним не удалось. Отметился он и при строительстве электросетей для тепличного комбината (площадка №2). После открытия производства оно два года функционировало без необходимых документов.

В настоящее время в следствии ОМВД по Бокситогорскому району находится в производстве уголовное дело, возбуждённое по статье 159 УК - "мошенничество". Фабула звучит так: "...мошенничество при строительстве объектов инженерной инфраструктуры площадки №2 (объекты электросетевого хозяйства — ред.) путём завышения объемов выполненных работ, а также оформления работ, которые в действительности не выполнялись".

С теплоснабжением вроде бы всё в порядке. Но это объясняется просто, ведь кроме труб никаких объектов теплоснабжения нет. Хотя коммуникации, годами стоявшие без нагрузки, скорее всего, придётся приводить в порядок.

Деньги, потраченные на дороги, скорее всего, надо будет искать заново. 47news убедился в этом лично, выехав на место. Первоначальная стоимость подъездов к площадкам №1, №3 и №4 составляла около 55 миллионов рублей, из которых подрядчику "Би.Си.Си." было выплачено 46 миллионов. Дополнительно на площадки №3 и 4 выделили еще около 30 миллионов, из них истрачено 20 млн. Что касается площадки №2, то на подъезд к ней выделили 25 млн. Они выплачены в полном объёме.  Состояние дорожного покрытия можно оценить визуально. Тем временем, даже обывателю видно, что с толщиной асфальта что-то не так.

видео 47news

На строительство дороги к тепличному комбинату протяженностью 694 метра было выделено 29 миллионов рублей. В проект входил съезд к комбинату с федеральной трассы "Подъезд к городу Пикалево №2", дорога до места строительства очистных сооружений, которые должны были сдать в эксплуатацию в марте 2018 года, и стоянка для автомобилей. В данном случае работы выполнило "Строй-Инвест" уже упомянутого Псутури. Проверки показали отсутствие необходимого количества дорожных знаков и качественной разметки, разрушения верхнего слоя асфальта. Дорога используется, но в эксплуатацию не введена, а справка о выполнении технических условий подрядчиком не получена. Больше всего нарушений найдено на строительстве подъездов к находящимся рядом друг с другом площадкам №3 и №4.

Проверка показала, что тротуары, запроектированные с двух сторон подъезда, присутствуют только с одной стороны. Освещения и разметки нет, а толщина асфальта вместо положенных 5 сантиметров, составляет максимум 2,5. Примерно на половине подъезда вместо тротуаров предусматривалась отсыпка обочин шириной два метра с каждой стороны. Однако подрядчик лишь установил бордюрные камни. К площадке №3 должен вести и 736-метровый съезд с федеральной трассы "Подъезд к городу Пикалево №1". Проектом предусматривалось освещение, но хотя 30 опор и установлены, провода и лампы на них отсутствуют. Ремонт оголовков труб, проложенных под дорогой, если и проведен, то крайне своеобразно — они рассыпаются прямо на глазах. Вызывает вопросы и скругление радиуса на съезде, на котором, судя по документации, должен быть положен асфальт.

Здания-ангары в технопарке также начинала строить "Би.Си.Си.". В апреле 2015 года АО "Леноблинновации", принадлежащее Ленобласти, заключило с компанией контракт на 226,5 млн рублей. "Деньги также черпались из субсидии Минфина. В конце 2016 года контракт был досрочно расторгнут по решению заказчика. В комитете по инвестициям говорят, что не только не заплатили деньги, но еще и наложили штраф 30 млн. Через полгода договор был заключён с ООО "ПСК Петробалт" уже на 266 млн. Отметим, что такой заказ для фирмы составляет четверть годового оборота. Компания показала в 2016 году прибыль 16,5 млн.

Председатель комитета госстройнадзора Денис Горбунов, как показалось, воспринял вопросы 47news как преамбулу к расстрелу.

- Мы год назад приезжали, составили акт и больше там не были. Поедем теперь только в мае, - зачастил чиновник, пообещал помочь с фактурой, но больше на связь не выходил.

Гендиректор "Би.Си.Си" Игорь Никифоров на нашу просьбу, переданную через секретаря, не откликнулся. Помощница сообщила, что он в отъезде, и подчеркнула важность персоны: "Напрямую с ним не соединяем".

В комитете по инвестициям причину срыва сроков видят исключительно в лукавых коммерсантах. "В связи с недобросовестным выполнением подрядчиками своих обязательств по контрактам, объекты не были своевременно введены в строй. Соответственно, отсутствовали основания для выплаты денежных средств по контрактам", - прокомментировал 47news председатель комитета Дмитрий Ялов, пояснив, что имеет в виду контракт 2015 года, который заключало АО "Леноблинновации".

- Вам не приходила мысль избавиться от подрядчика, который на годы затянул строительство? - спросил 47news.

- Мы разорвали с ним один из контрактов, - ответил чиновник.

- Откуда компания взялась, вы понимаете, кто за ней стоит? - полюбопытствовал 47news.

- Старая команда привела, - немного задумавшись, ответил Ялов.

- Но достраивать-то он будет. Как думаете, к лету успеет?

- Очень на это надеюсь, - не сказать чтобы очень уверенно ответил Ялов.

Один из специалистов, с которым мы разговаривали в процессе подготовки материала, и вовсе высказал радикальное мнение.

- По уму лучше бы всё сломать и построить новое. Меньше мороки. Но тогда возникнут вопросы из области уголовного права. Это будет означать, что деньги из федерального бюджета тратились впустую.

Но самой любопытной оказалась реакция финансового вице-губернатора Романа Маркова, который идёт по дорожной карте, подписанной губернатором Дрозденко. На вопрос 47news, есть ли надежда на окончание работ летом, Марков искренне рассмеялся и ушёл со связи.

 

Виктор Смирнов,

Артём Шалякин,

47news