Росавтодор и Агентство транспортной безопасности Финляндии "Трафи" подписали Меморандум о сотрудничестве в области развития интеллектуального транспорта и информационных технологий. Страны готовы месте работать над созданием транспортного коридора для беспилотников. В планах - сделать пересечение границы беспрепятственным и сократить время доставки грузов между Финляндией и Китаем до 10 дней.

Финляндия — единственная страна в Европе, где разрешено тестирование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования, отметил исследователь в сфере транспортной логистики и интеллектуальных транспортных систем из VTT Лассе Нюкянен. Самопилотируемые машины испытывают в Суоми на общих трассах уже два года. Как раз во время испытаний определяется, какая именно инфраструктура необходима. Оборудование трассы для беспилотников – дорогое удовольствие, однако, если в порядке базовая инфраструктура дороги и есть высокоскоростная связь с дорожными системами,  будет достаточно технического оснащения в самой машине (виртуальная карта, спутниковая связь для навигации, сенсоры, камеры).

В России проект по разработке инфраструктуры автомобильных дорог общего пользования федерального значения для передвижения беспилотных автомобилей носит название "Караван". В нём участвует Росавтодор, автопроизводители, производители систем точного позиционирования, научные институты. Когда будут прописаны все необходимые стандарты и технические требования, а также созданы нормативные документы, начнутся испытания. Пилотными дорогами станут участок автодороги М-7 от Казани до Набережных Челнов и трасса "Скандинавия".

Ранее представители Росавтодора заявляли, что первые испытания беспилотников пройдут на дороге между Санкт-Петербургом и границей Финляндии уже летом этого года. Однако что это будет за автомобиль и каким образом будет проводиться тестирование, в Росавтодоре так и не рассказали, ограничившись общим описанием проекта "Караван"

"Скандинавия" с большим пассажирским и грузовым трафиком подходит для испытаний "умного транспорта" как нельзя лучше, считают представители финской стороны, поскольку даёт реалистичную картину в естественных условиях. Финны готовы предложить и свои дороги. 

Первая задача, которую ставят перед собой участники проекта — это создание системы приоритетного пропуска грузовых автомобилей, за счёт которой автомобильные грузоперевозки будут более конкурентоспособными по сравнению с железнодорожными и морскими. Начать планируется с трассы Е-18 от Хельсинки до Санкт-Петербурга, с дальнейшим продлением до Москвы, далее — до Казани, а оттуда — в Казахстан и Китай.

Финны за счёт информатизации планируют при участии государственных органов и частных компаний создать сервис, который позволил бы ускорить прохождение грузов между Азией и Европой. Прежде всего, это отслеживание груза на всем протяжении пути с помощью точного позиционирования в режиме реального времени, а также документация, которая заранее отправляется на границу. Для удобства контроля автопоезда будут двигаться организованными колоннами.

Приоритетный пропуск в теории может включать не только проезд через пункты пропуска, но и через городские агломерации без остановки на светофорных объектах, проезд через скоростные автострады и пункты взимания платы. Представители финской стороны отметили, что в этом году предполагается осуществить пилотный проект по обеспечению приоритетного проезда от Санкт-Петербурга до Хельсинки. 

Визуально на трассе Санкт-Петербург — Хельсинки через два года, скорее всего, изменений не будет заметно, ведь речь идёт о создании цифровой окружающей среды, поясняют специалисты. 

Подробнее о проекте читайте тут