Человека, возглавлявшего кадры прокуратуры Ленобласти, обвинили в сексе против воли – раз и в попытке изнасилования – два. Все началось накануне 8 марта у калининградских приставов. А 47news выяснил, как еще Валентина Матвиенко боролась с харассментом. 

Эпиграф сегодня вышел такой: в процессе подготовки материала стало известно, что 81-летнего актера и депутата ГосДумы Станислава Говорухина обвинили в сексуальных домогательствах.

А утром 12 марта Следственный комитет Калининградской области активно занялся деликатным материалом проверки по сообщению о сексуальном насилии в здании Управления службы судебных приставов на улице Мира, 5, в Калининграде. В 22:15 по местному времени 7 марта туда прибыл следователь СК и наряд полиции. Произошло это после звонка 31-летней сотрудницы отдела по работе с обращениями граждан. 

Женщина сообщила, что не более чем полчаса назад к оральной близости в женском туалете ее принудил замначальника управления Сергей Симоненко. Если процессуально, то от нее поступило заявление о насильственных действиях сексуального характера. А через несколько часов заявление о попытке изнасилования тем же гражданином написала другая дама. Ей к сорока, и она также работает в управлении, но в отделе правового и документационного обеспечения.

Тем предпраздничным вечером, как и во всех прочих ведомствах России, коллектив гулял корпоратив по случаю Международного женского дня. Дамам дарили цветы, а потом, как водится, стали выпивать. По словам сотрудников, централизованной гулянки не было, все поднимали бокалы у себя по кабинетам. Возможно, поэтому пресс-служба ведомства заявила, что официально праздник в управлении не отмечался. В калининградском Следкоме от комментариев отказались. До заявительниц по рабочим телефонам дозвониться не удалось.

Официальная биография Симоненко говорит о том, что он посвятил себя прокуратуре и только недавно примерил на себя форму пристава. Родом из города Майкоп Краснодарского края, девять лет прослужил в армии. С 93-го по 2008 годы работал в военной прокуратуре. После этого занимал должности в Северной Осетии, а с 2009 по 2011 годы Симоненко был помощником прокурора Республики Карелия. 

В 2011 году он переходит на должность начальника отдела кадров прокуратуры Ленобласти, а ушел из нее в 2014 году с приходом ныне покойного прокурора Станислава Иванова. 

Из Ленобласти Симоненко отправился в прокуратуру Краснодара на должность зама, но в 2016-м он уже зам главного пристава в Калининграде. Награжден медалью "300 лет Российскому Флоту" и носит звание почетного работника прокуратуры. В биографии отмечается, что Симоненко многодетный отец и женат.

47news по рабочему номеру набрал Симоненко и застал его в понедельник, 12 марта, в кабинете. По версии пристава, его оговорили. "В тот вечер я был ответственным от руководства. Стал обходить помещения, заметил, что один кабинет на первом этаже не закрыт. Зашел, там одна из этих, которая постарше. Я ей сказал, чтобы домой шла. В этот момент зашли сотрудники полиции. Мы все были в одежде, кстати. А та, которая вызвала полицию, вообще выпивала где-то в другом месте. Меня опросили, после чего я поехал сдавать необходимые в таких случаях смывы. Ту сотрудницу, которая находилась в кабинете, взяли с собой в качестве свидетеля. И она через несколько часов тоже написала заявление, что я ее где-то там зажимал. Это бред, никаких следов у нее нет", - рассказал, а вернее возмутился Симоненко. 

Случившееся — спланированная акция его недруга, другого замначальника, добавил Симоненко элемент Санта-Барбары. "Я курирую дознание и деятельность судов, в этих направлениях денег нет. На рабочих моментах меня не поймать. Вот и решили таким образом меня снять", - настаивает в разговоре пристав, отмечая, что еще одной причиной оговора могло стать то, что он собирался поставить вопрос перед руководством об увольнении этих сотрудниц из-за профнепригодности. 

- Супруга ваша в курсе? - деликатно спросил 47news.
- Да, она - умная женщина и поддерживает меня, - ответил Симоненко.

Понятно, что калининградская история произошла на фоне глобальной борьбы с сексуальным унижением женщин в профессиональной деятельности. Называется это безобразие харассмент. Волна поднялась с Голливуда, где артистки одна за одной стали вспоминать, как тяжело им приходилось получать роли. Антигероем истории  явился продюсер Харви Вайнштейн. Вслед за этим, в России депутата Госдумы Леонида Слуцкого обвинили в неподобающем поведении журналистки. А в Петербурге накануне 8 марта студентка СПБГУ развесила по своему факультету высказывания преподавателей-мужчин о недалеком уме женской половины учащихся.  

- Слышали про эпопею с Харви Вайнштейном и всепланетную борьбу с харассментом? – спросили мы Симоненко.
- Конечно, слышал! Из каждого утюга это и по телевидению постоянно, - с понятной эмоцией выпалил он. 

47news спросил известных и опытных людей, насколько на эскалацию харассмент-шторма влияет скорость и частота распространения информации в СМИ. При постановке вопроса мы исходили из того, что природа человека неизменна уже не первое тысячелетие. 

Советский и российский сексолог и психотерапевт доктор медицинских наук Лев Щеглов нас поправил. 

- Если предположить, что история человечества заключается в его окультуривании, когда отец перестает насиловать дочь, если она ему приглянулась, то история борьбы с харассментом имеет глубокий и справедливый смысл. Когда я начинал консультировать лет сорок назад, то был несколько ошарашен. От каждой третьей женщины я слышал о насилии и поначалу думал, что это случайность. Но когда таких историй перевалило за тысячи, то понял масштабы и считаю борьбу с харассментом благом, - подчеркнул Щеглов.

В то же время, по словам психотерапевта, нужно помнить о сопутствующих феноменах: подражательстве или банальном сведении счетов. Все это способствует превращению кампании в череду истерических действий. "А СМИ влияет, конечно. Надо безусловно давать информацию, но сухо, не гламурно", - отметил на прощание Щеглов.

Петербургский историк Лев Лурье считает, что подобные истории были всегда. Ни Вайнштейну, ни Слуцкому, ни Симоненко ученый не сочувствует. Он также припомнил, что решением, в частности, вопросов харассмента занималась Валентина Матвиенко. 

- В райкоме комсомола она какое-то время была специалистом по персональным делам. К ней шли с личными бедами. Забеременеет комсомолка, например, и Матвиенко разбирается, кто ее обидел. Тогда было некое представление о норме, ведь по сути это - проблема понятий. Сегодня эту роль могут выполнять батюшка или имам. Что касается СМИ, то да, это работает. И девочки тоже стали посмелее. Появляется первая и расчищает дорогу боевым подругам. До сих пор начальники были уверены в том, что никто не узнает. Хотя, конечно, в этом может быть возможность шантажа, - допускает Лурье.

Гендиректор Агентства журналистских расследований писатель Андрей Константинов настороженно относится к тенденции. 

- Это безусловно мода. Америка во многих направлениях её законодатель. Но то, что у англосаксов норма, не совсем ложится на наш менталитет. У них если человек неправильно себя повел, то его начинают травить. Ерунда получается и не сопоставимое наказание — мужчина, например, навязчиво ухаживал, а мы разрушаем ему жизнь. Тогда эти правила должны быть приняты большинством общества, а у нас они даже женщинами не всеми принимаются.

По словам Константинова, такой тренд дает соблазн вседозволенности. "Женщины живут в мужском мире, а тут появляется рычаг. Вот, мол, как я могу. Например, давно не секрет, что мужчины преподаватели остерегаются оставаться со школьницами старших классов наедине. Я сам был в ситуации, когда случайно узнал, что совершенно незнакомая мне девушка придумала целую вселенную с моим участием. В ней, как выяснилось, я ее бил и унижал. Самое паскудное, что все последующие объяснения воспринимаются, как оправдание. Женщин нельзя обижать, применять к ним силу и насиловать. Но если мы хотим добиться ситуации, при которой даже подмигнуть им будет опасно, то это будет кастрированный мир", - уверен Константинов.
 
- Подобные история с вами уже приключались? Например, в прокуратуре Ленобласти или Карелии? – продолжил 47news опрашивать Симоненко.
- Нет, нет, никогда, - заверил нас 51-летний экс-прокурор.
 
Тем не менее, собеседники 47news в областном надзоре вспомнили про Симоненко и отметили, что женщины ему всегда нравились. Вроде даже был случай, когда сотруднице пришлось уволиться. 47news передал ей через знакомых просьбу вспомнить тот случай.

Виктор Смирнов,
47news