Список проблемных дольщиков пополнился новой тысячей доверившихся очередному экс и вице-губернатору. Речь идёт о топе из Смольного Локтионове, умудрившемся не договориться с областным коллегой Москвиным. Похоже, главное правило - бежать от проектов, где замешана власть.

Наконец стал известен самый чёткий совет, как обезопасить себя желающим купить квартиры в Ленинградской области. Судя по перечню болевых моментов на карте проблемных объектов, самое главное, что надо сделать потенциальному дольщику — проверить, не связана ли компания, с которой он собирается заключать договор, с кем-то из представителей власти.

Судите сами.

Обладатели квартир в ЖК "Ленинградское трио" в Буграх Всеволожского района от компании "Инжиниринг, проектирование, строительство-3" забросали социальные сети воззваниями на тему того, что их объект задерживается больше, чем на год. Изначально три дома в общей сложности на 951 квартиру должны были сдаться в декабре 2016 года, но затем срок перенесли на март 2017 года. Скоро новый март, а по бумагам строительная площадка до сих пор не перешла в разряд введённой в эксплуатацию.

По данным информационной системы "СПАРК", "ИПС-3" - детище бывшего вице-губернатора Санкт-Петербурга по строительству 56-летнего Виктора Локтионова. В Смольном он работал во время губернаторства Владимира Яковлева, что, по современным меркам, было эпоху назад. До января 2018 года сам Локтионов владел 20% акций в "ИПС-3", а 80% принадлежали его головному предприятию "ИПС".

Месяц назад директором и единственным собственником застройщика "Ленинградского трио" стал 62-летний Владимир Силаков. Ни в бизнесе, ни в крупных владениях до этой поры он не отметился, а всю жизнь проработал водителем. При советской власти таксовал, и его в таксопарке на Конюшенной площади из-за постоянных аварий нежно звали "Володя-несчастье". Потом возил владельцев "Сытного рынка". Вот такой новый начальник объекта, инвестиции куда должны были составить не менее 1,5 миллиарда рублей, до сих пор владеет "десяткой", которой семнадцать лет от роду, и живёт в панельном доме. Из активов мы только смогли откопать его брата, служившего на Лубянке.

Чиновничье прошлое не позволяет Локтионову разобраться с претензиями, выраженными Госстройнадзором Ленобласти. Судя по данным дольщиков, препоны упираются в бюрократию вроде неверно оформленного милицейского адреса, страхования лифтов, водоснабжения. Кстати, с сентября прошлого года в жилом комплексе уже живут люди, многие сделали ремонт, домам выдано заключение о соответствии.

В отделе продаж менеджер любезно подтвердила эту информацию, заметив, что, раз людям разрешили въехать, значит, это практически и юридически возможно. На вопрос, что же мешает уже год добиться получения полного комплекта документов, ответила, что компании просто не повезло с местом расположения.

- В Ленобласти вечно что-то меняется, начинаем строить, одни законы действуют, заканчиваем — уже другие. Нюансов много, но администрация постоянно требует то дороги, то садики. Так что это политика. Технически дом пригоден. С тем, чтобы не ввести, сталкиваемся не только мы, а все. В Петербурге у наших объектов проблем нет, - заметила она, впрочем, не сумев пояснить, какая конкретно загвоздка в этот раз.

Выяснить у самого Виктора Локтионова, что не так с жилым комплексом на тысячу семей, не удалось. Как только он услышал, кто ему звонит, бросил трубку. Зато быстро и честно.

В результате вице-губернатор по строительству Ленобласти Михаил Москвин вынужден был выступать в привычной ему роли "за себя и того мужика". По его словам, беды Локтионова кроются в том, что он нанимает неграмотного кадастрового инженера, который не может составить нормальную документацию.

- У бизнеса всегда виноваты власти, особенно, если сами не могут вовремя что-то сдать. То, что люди там живут, конечно, с точки зрения безопасности неправильно. Вот если лифт не прошёл техническую экспертизу и в нём что-то лопнет и кто-то пострадает, будет виноват застройщик. В случае, если по этому поводу будут жалобы, Госстройнадзор может отправить туда инспекцию и выписать штраф. Но пока жалоб не поступало, - ни на что не намекнул он.

Аналогичный тупик и у дольщиков компании "Лидер групп", возводящей в Мурино Всеволожского района жилой комплекс "Три кита". Проданные 1543 квартиры должны были перейти к владельцам в июне прошлого года. Застройщиком является ООО "Аквамарин", единственная собственница которого — жена депутата Госдумы от КПРФ Александра Некрасова, Елена Некрасова. На совещания, связанные с достройкой объекта, впрочем, ходит он, а не она.

На декабрьском совещании народный избранник как раз пообещал свет в конце тоннеля в виде сданного в конце января первого корпуса. Однако, по данным из Госстройнадзора, проверка, которая проходит сейчас, показала, что клиент скорее в коме, чем живчик.

Так, по оперативной информации, в подвалах дома - вода, причины появления которой пока не выяснены. Возможно, дело в нарушении проекта гидроизоляции. Есть недостатки при озеленении, обустройстве парковок, не в полном объёме выполнены работы по обустройству ливневой канализации. Не достроены Петровский бульвар и проспект Авиаторов Балтики, с которых предусмотрен заезд в корпуса. Ну и много чего неинтересного по мелочи, что явно отодвинет ввод в эксплуатацию домов ещё на энное время.

О трудностях, которые становятся чуть ли не последними в бизнесе бывшего вице-губернатора по строительству Ленобласти Николая Пасяды, мы рассказывали неоднократно. Он так вообще не смог справиться с собственными регламентами, которые сам же в своё время установил, но которым его фирма "Главстройкомплекс" так и не следовала. Кое-как в авральном режиме и при ручном управлении ввели его ЖК "Олимп" во Всеволожске, а перспективы для его соседа ЖК "Радужного" пока существуют только на бумаге. О "Галактике" в Новодевяткино никто уже не говорит как о деле первоочередном.

Стоит ли в этом ключе напоминать о группе компаний "Город", аффилированной с семьёй бывшего депутата Госдумы от Ленобласти Романа Ванчугова. Наверное, и не стоит подробно, ведь там были и убийство, и посадки, но не было счастливой раздачи ключей.

Все эти объекты объединяет то, что главным их символическим капиталом являлась вовлечённость владельцев во власть. За последние десятилетия россияне привыкли, что административный ресурс является самой серьёзной защитой от несчастий. Получается же, что как только недавние чиновники выходят в дикий рыночный мир, теряются пуще тех, что никогда и не были внутри государства.

Лучше всех по этому поводу сказал 47news экс вице-губернатор по строительству Георгий Богачёв, который, впрочем, при уходе с Суворовского, 67 отказался заниматься профильным бизнесом.

- Мы наделяем власть сакральными функциями, которых у неё на самом деле и нет. В правительстве зачастую люди занимаются только тем, что исполняют чужую волю. Государство живёт по инерции, достигнет сотрудник показателей или нет, ничего не рухнет. Но, тем не менее, у некоторых носящих пиджак и занимающих кресло зарождается мнение, что перед ними все должны сгибать спину. Так этот механизм и работает. И когда такой человек выходит на волю из чиновничьего мирка, он забывает, что теперь не ему, а он должен кланяться. Конечно, каждый случай индивидуален, но в целом так.

Кстати, нынешний строительный Москвин отказался рассуждать на тему, кем станет, когда уйдёт из Дома правительства. Даже, скорее, так: не захотел размышлять, что когда-то покинет чиновничий мир.

Юлия Гильмшина,

47news