Мастодонты столичной журналистики размахали кулаками во время спора о Сталине. До великих переломов ни у Сванидзе, ни у Шевченко дело не дошло, но о драке знают и в Кремле. А 47news вспомнил, за что еще друг дружку мутузили знаменитости.

Исторический спор журналистов Николая Сванидзе и Максима Шевченко 30 января не ограничился постановкой заковыристых вопросов и логических силков. В финале программы "Радиорубка" на радио "Комсомольская правда" оппоненты устроили заварушку с элементами рукоприкладства. Оба искушенные дебатёры с опытом в тысячи прямых эфиров, а в итоге слов не хватило. Дискутировали мастера на тему "Является ли сталинизм болезнью, которую надо лечить".

Собственно, накипело, когда дошло до выяснения феномена массового героизма в Великой Отечественной войне. Сегодня идея этой войны превращается в национальную. А за сакральным событием появился образ вождя. Шевченко заявил об офицерах, что сражались благодаря сталинскому руководству, а Сванидзе о героизме советского народа, численность которого после войны сократилась на 30 миллионов. А дальше слова про "конченого демагога", плевки на могилы и про "ссыкло". Не снимая наушников, Николай Карлович на Максима Леонардовича. Ладонь махрового антисталиниста соприкасается с щетиной оппонента. Попытка провести ответную серию зуботычин. Далее потеря координации и сила земного притяжения. В данной мизансцене обращение ведущей Елены Афониной – "Господа!" - звучало особенно тонко.

После дуэли Шевченко завёл руки за спину и вспомнил о словах Христа про необходимость подстановки другой щеки, когда тебя ударили по первой. Но и без отсылки к священному писанию спор был религиозный. Мастера слова сражались за сакральное. А драку прокомментировал даже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он отметил, что если "даже такие мастодонты" не совладали с эмоциями, обсуждая вождя, то что было бы, если бы Минкульт не отменил прокатное удостоверение фильму "Похороны Сталина".

А бодались за принципы и символы веры в России много. Грекофилы в XVI веке рубились за "Москву — Третий Рим", а латынщики смотрели на Запад. После Пётр пошёл рубить бороды боярам-ортодоксам, для которых повышенная лохматость была делом принципа. А затем и сам император-реформатор стал фигурой спора западников и славянофилов. При этом и первые, и вторые были горячими патриотами. Прямо как Сванидзе и Шевченко.

Известный петербургский историк Лев Лурье в разговоре с журналистом 47news напомнил, что в дореволюционных Думах практиковались дуэли. Лидер "октябристов" Александр Гучков принял вызов лидера "кадетов" Павла Милюкова. Но противников примирили секунданты. А потом у Гучкова были дуэли с членом Госдумы графом Алексеем Уваровым и подполковником Сергеем Мясоедовым. А на заседании Третьей Думы Фёдор Родичев назвал виселицу "столыпинским галстуком". Председатель Совета министров Пётр Столыпин покинул заседание и вызвал депутата на дуэль. Но до стрельбы не дошло, Родичев извинился. Черносотенец Владимир Пуришкевич много ругался. А депутат второго созыва Алексей Кузнецов просто был пьяницей, и мочился на улице, а потом и вовсе стал наводчиком в банде.

Да и после революции, по словам Лурье, политики тоже били морды. Так, в 1922 году Сталин послал Серго Орджоникидзе в Тифлис агитировать за СССР. А там прозвучала фраза про "сталинского ишака". Серго ударил обидчика кулаком в лицо.

- Оскорбление действием следует тогда, когда человек шулерствует. Тут по голове канделябром. Что касается дворян — то тут дуэль. А что до вчерашней потасовки, то это такой heavy-жанр для центральных каналов. И не важно, какое там имя было произнесено, Сталина или Агнии Барто, - заявил 47news Лурье.

Споры между общественными деятелями и политиками, выплескивающиеся в потасовки, не редки. Ввод ключевых слов в поисковик выдаст тематическую подборку из нескольких ярких видеонарезок. Дерутся в парламенте Тайваня, Южной Кореи и Грузии, пускают в ход кулаки в меджилисе Турции и национальной ассамблее Венесуэлы. Регулярно практикуют элементы боевого гопака в украинской Раде.

А из последнего - всем памятно обливание апельсиновым соком во время дискуссии между лидером ЛДПР Владимиром Жириновским и губернатором Нижегородской области Борисом Немцовым в программе "Один на один". Но стаканы полетели в головы вовсе не потому, что политик Немцов принес на эфир журнал Playboy, в котором политик Жириновский кичился успехами в интимных делах. Это была середина июня 1995 года, а в больнице Будёновска под стволами Шамиля Басаева сидели полторы тысячи человек. Подобного теракта в истории России еще не было. Жириновский выступал за силовой вариант решения, а Немцов настаивал на переговорах. И здесь пущенный стакан был делом принципа.

Но нам кажется, что всё-таки катализатором драки между Сванидзе и Шевченко стало именно имя Сталина. Эта фигура от нас в одном рукопожатии. Свои версии того, как это было, и того, что это было, могут рассказать свидетели. Это не какой-то устоявшийся миф из глубины веков, который невозможно препарировать.

Несколько лет назад завершился телепроект "Имя России", когда выбирали главную историческую персоналию страны. Долгое время в лидерах гонки шел именно Сталин. Но в итоге счетчик зафиксировал победу Александра Невского. При этом о князе мало что известно. Визуальный образ его до нас не дошел. А популярным Невский стал после фильма Сергея Эйзенштейна. Разгром псов-тевтонцев на чудском льду — суть драматургия и символизм талантливого режиссера. А собственно на ордене Александра Невского, учрежденного в 1942 году, изображен профиль любимца Сталина Николая Черкасова, сыгравшего благоверного князя. Но за Александра Невского Сванидзе и Шевченко мутузить бы друг дружку не стали.

Александр Калинин,
47news