Внезапная смена шефов "Делового Петербурга" родила нехороший смысл – цензура зашла в одно из двух самых влиятельных СМИ города. Кадровой же интригой в этой комбинации, безусловно, является имя Натальи Шелудько. 47news раскопал: все началось на морской биологической станции рядом с городом Находка.

К вечеру пятницы, 26 января, новость о смене главного редактора и генерального директора "Делового Петербурга" обсуждали не только журналисты. Мало кто среди делового и властного сообщества может оспорить, что в Петербурге они начинают свой день с "ДП" и "Фонтанки.ру". А взаимосвязь эта покоилась на элементарном фундаменте – эти СМИ никогда и никаким образом не имели ни юридического, ни фактического отношения к государственной пропагандистской машине. Диалектика же заключается в том, что необходимость получать настоящую информацию несет в себе и риски – порой журналисты задевают их же интересы, заключающиеся в сокрытии ненужных им ситуаций. Однако в смене топ-менеджмента "ДП" многие увидели руку медиа-империи Юрия Ковальчука. Как бы там ни было, 47news уличил нового владельца Григория Березкина в том, что он не выдумал свою историческую связь с отцом новейшего гендиректора Натальи Шелудько.

Начнем же, как и полагается, с загадки матча – нового генерального директора "ДП". Ее имя - Наталья Шелудько. И большинству известно, что до конца прошлой недели она занимала пост председателя комитета по печати правительства Ленобласти. Ну, а раз так, то 47news известно, что Наталья Николаевна не ожидала предложения о новом назначении, а губернатор Ленобласти узнал об этом от нее. 47news все же позвонил ньюсмейкеру. Судя по интонации и обращению к автору на "вы", Наталья Николаевна испытала достаточно негатива за последние пару дней. Но давние отношения взяли свое, и после пары фраз она по-человечески ответила: "Жень, дай-ка я из магазина выйду, а то с сумками в зубах".

Так что пока 47news стоит на паузе до повторного звонка, мы быстро восстановили ее портрет. Наталье Шелудько 38 лет, а в мир власти она окунулась почти полтора десятка лет назад после окончания журфака СПбГУ. По её же воспоминаниям, билет в жизнь дало знакомство с вице-губернатором по строительству Санкт-Петербурга Александром Вахмистровым, пресс-секретарём которого она стала ещё в то время, когда главным способом общения между сотрудниками было ICQ. С Вахмистровым хоть и развела рабочая судьба, но он остался членом её семьи – крёстным отцом дочерей-близняшек.

Девочки сейчас учатся в шестом классе. Впрочем, больной темой для Шелудько всегда было невозможность уделять достаточно времени детям. Почти сразу после рождения у них появилась няня, так что, если не углубляться внутрь, Шелудько можно причислить к карьеристкам. Хотя это ради необходимости, а не удовольствия при ощущении власти.

После ухода от Вахмистрова, примерно в 2008 году, Наталья встроилась в команду губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова. Тогда она руководила пресс-службой, но информационную политику выстраивал председатель комитета по печати Владимир Угрюмов. Его уход в 2010 году спровоцировал разрыв Шелудько с Домом правительства Ленобласти, поскольку пришедший на место Угрюмова генерал Руслан Нехай практически начал с ней иррациональную войну.

В 2011 году она ушла в компанию "Росатом", где проработала примерно год. Весной 2012 года новый губернатор Александр Дрозденко берет ее обратно в команду. Считается, что сблизить Дрозденко и Шелудько помогла Любовь Совершаева, на тот момент - топ-менеджер структуры, управляющей активами банка "Россия". Несмотря на разную весовую категорию, они прекрасно друг друга знают по работе рядом с бывшим вице-губернатором Петербурга Аллой Маниловой.

Совершаева.JPG Заместитель полномочного представителя президента РФ в СЗФО Любовь Совершаева. Фото: Валентин Илюшин, 47news

С тех пор Наталья Шелудько на несколько лет стала самым приближённым к Дрозденко человеком. До такой степени, что, например, в ожидании мероприятия, где единственным спикером был губернатор, она могла сказать шефу: "А ничего, что вас все ждут?".

По характеру Шелудько властная, хотя умеет идти на компромиссы. И она понимает, что такое неформальные договоренности. Важно и то, что она всегда любой ценой спасала подчинённых, которых считала надежными. Осенью 2015 года была назначена главой комитета по печати и практически исчезла из публичной плоскости.

- Наташа, что ты скажешь о слухах, что твой отец и Григорий Березкин работали вместе, что, собственно, и повлияло на назначение тебя генеральным директором "ДП"? – спросил автор, когда, наконец, в 19 часов 28 января Наталья вышла из магазина. При этом я не сказал ей, что уже принципиально понимаю, как оно все вышло.  

- Вам всем виднее, - спокойно ответила генеральный директор.

- Тогда перейдем на официальную тональность. Коллектив "ДП" бурлит…

- Считает, что теперь "ДП" будет петь здравицы Дрозденко, - устало перевела она.

- В том числе, так уж устроены коллективы. Также журналисты уверены, что "ДП" станет другим, скучным, похожим на пресс-релизы, - продолжил автор.

- Вот смотри: серьезный и богатый человек покупает за очень дорого то, что ему нравится.  Я о принципе. Мой ответ в вопросе: "Как ты думаешь, он будет согласен, чтобы кто-то испортил то, что ему нравится"? – объяснила свою позицию, а скорее пообещала она редакторскую политику того же "ДП".

Тем не менее, 47news известно, что уход гендиректора и главреда в одном лице Максима Васюкова журналисты "ДП" восприняли в штыки. Началась эмоциональная фронда, говорят, вплоть до намерений написать заявления об уходе. При всем уважении к патриотизму коллег, 47news может заметить, что еще до того, как мысль о покупке "ДП" явилась к столичному бизнесмену Григорию Березкину, который, как известно, ранее приобрел "РБК", Максим Васюков уже вел переговоры о своем переходе в "РБК" с его генеральным директором Николаем Молибогом. Так что появление нового собственника, скорее, отложило переход Васюкова, чем повлияло на процесс. 47news на всякий случай переспросил об этих обстоятельствах у Максима, а он подтвердил. Теперь он заместитель генерального директора "РБК".

Даже если бы этого не было, то передвижение Максима Васюкова на вышестоящую и более оплачиваемую столичную должность можно было бы расценить как элегантный жест, показывающий, что система координат не желает скандала.

Однако, когда 26 января среди журналистов поползли предположения, откуда появилась Наталья Шелудько, то пошли ссылки и на самого Григория Березкина, кто-то среди нескольких журналистов "ДП" будто бы произнес, мол, все проще – он давно знает отца Шелудько. Разумеется, это воспринялось как уловка, придуманная на ходу. Чтобы скрыть влияние на процессы губернатора Дрозденко, за которым стоит тень второго человека в полпредстве по СЗФО - Любови Совершаевой. За которой, в свою очередь, виден могущественный Юрий Ковальчук с "Национальной Медиа Группой".

47news известно, что Николай Шелудько и Григорий Березкин знакомы с 80-х годов. Они встретились на станции "Восток", где биофизик Шелудько-старший уже работал заведующим лабораторией, а выпускник химического факультета Московского университета Березкин прибыл в экспедицию в роли начинающего биохимика.           
       
Для общего развития: морская биологическая станция "Восток" Института биологии моря Дальне-Восточного отделения РАН расположена в поселке Авангард на берегу залива Восток в Японском море, неподалеку от города Находка Приморского края. Станция предназначена для морских исследований: биофизики клетки, сравнительной биохимии, ихтиологии и еще десятка направлений. Создана в мае 1970 года для проведения экспериментальных исследований на прибрежных организмах.

Что касается организма издания "Деловой Петербург", то он выходит с 1993 года. Тогда в Россию с этим ныне брендом пришел шведский медиахолдинг Bonnier AB. Скандинавы выпускают как ежедневные газеты, так и целые бизнес-энциклопедии. "Деловой Петербург" нашел свою аудиторию и нишу на рынке печатных СМИ. Так, например, была одержана принципиальная победа над "Деловой Панорамой" за право называться настоящим "ДП". "Панорама" же в 2004 прекратила своё существование. Сегодня "Деловой Петербург" выходит пять раз в неделю, а в сети представлен сайтом dp.ru. В 2011 году главным редактором "Делового Петербурга" стал Максим Васюков.

Далее концерн Bonnier в апреле 2013 года приобрел 51% "АЖУР-Медиа", в которую входит самая известная интернет-газета Петербурга "Фонтанка.ру". Однако осенью 2014 года появляется закон, по которому российские издания не могут принадлежать зарубежным акционерам более чем на 20%. В тот год, по данным "СПАРК-Интерфакс", выручка "Бонниер Бизнес Пресс" составила 406 миллионов рублей, а прибыль – 17,6 миллиона рублей.

Вследствие новых правил игры, в конце 2015 года долю шведов "АЖУР-Медиа" приобретает обратно. А структуры Fort Group выкупили у шведского Bonnier 80% доли компании, владевшей "Деловым Петербургом" и интернет-сайтом dp.ru. Совладельцы FG – Максим Левченко и Борис Пайкин действительно не чужды Ленинградской области. Их бизнес представлен не только сетью торговых комплексов в Петербурге, но и интересами вокруг.

Ныне активы депутата Госдумы Бориса Пайкина связывают с крупнейшей концессией на реконструкцию Ладожского водовода во Всеволожском районе Ленобласти. А перспективный актив - полигон ТБО рядом с поселком Гладкое.

Управляющий партнёр Максим Лёвченко и сам стартовал в публицистике на страницах "ДП" и "Фонтанки". Но в феврале 2017 года Fort Group вышел из проекта "Деловой Петербург". О причинах этого шага обстоятельно написал почувствовавший вкус к слову сам Максим Левченко. Группа объявила, что продала свой пакет акций главреду Васюкову. Но, скорее, это была юридическая тактика, так как Максим Левченко устал отказывать петербургским бизнесменам в своем влиянии на редакцию. Некоторые же это воспринимали как позицию именно по отношению к ним. К тому же к концу 2017 года Fort Group заключает для себя  стратегическую сделку ценой в 1,7 миллиарда евро с австрийским девелопером Immofinanz о покупке в Москве сети торговых центров. Акционеры концентрируют все свое внимание на этом и избавляются он непрофильных активов. Так, например, еще в ноябре 2017 года FG перестает финансировать ФК "Тосно".  

Вот в ноябре 2017 года и стало известно об интересе к "Деловому Петербургу" владельца группы компаний ЕСН Григория Берёзкина. В июне он уже купил у группы "Онэксим" Михаила Прохорова медиахолдинг РБК. Что, кстати, связывали с расследованиями РБК, задевающими интересы людей, близких к Кремлю. Также в портфеле у миллиардера Берёзкина "Комсомольская правда" и Metro. А 27 декабря 2017 года бизнесмен действительно выкупил газету "Деловой Петербург".

Все же главная заслуга уже всех прошлых собственников и нынешнего коллектива заключается в том, что "ДП" стал своего рода атрибутом приличного человека. Ты даже можешь не читать "ДП", но держать его на столе обязан. А лучше так: на столе лежат "Ведомости", "Ъ" и "ДП", а в гаджете закачано приложение "Фонтанка.ру". Тогда у мужчины есть правильные "галстук, ботинки, запонки и модные джинсы под пиджак".

Сами же журналисты "ДП", не ведая того, образовали свой стиль. Чтобы не уходить глубоко в публицистику, то, удобнее его сравнить со светским или, если хотите, европейским стереотипом поведения. В отличие от "Фонтанки" или 47news, где преобладает производственный, даже уличный накат на темы, "ДП" не агрессивен, вежлив, но непонятен.
     
Если по поводу нового главного редактора "ДП" Артемия Смирнова, то вокруг него патологически нет слухов. Он когда-то возглавлял орган Смольного "Петербургский дневник", а потом то же самое, но в области – "Общую газету". Работал в комитете вместе с Натальей Шелудько. Закончил истфак Герцена и, похоже, ему не очень нравилось быть чиновником, ведь только недавно его заставили купить костюм. Конечно, в этой связке Наталья первична.

Так что влияния Ленобласти в этой истории не очень много. Как "Немного солнца в холодной воде" у Франсуазы Саган, рассказавшей полвека назад о депрессии журналиста и его женщине по имени Натали.

Евгений Вышенков,
47news