Из 60 млрд для порта "Бронка" 16 млрд ушло на дно, а еще 23 млрд потрачено. "Сбербанку" должны 14 млрд, и ему заложена корпорация "Форум". Сам же терминал в лизинге и еле виден в рейтинге. Это и есть цена амбиций ныне опального Дмитрия Михальченко.

- Все, что зарабатывал Дмитрий Павлович, все шло в "Бронку". Его купили не столько проектом, а статусом. Он хотел быть не просто "вокзальным", а хозяином порта, который подомнет под себя "Большой порт "Санкт-Петербург". Это как в той сказке – хочу быть столбовою дворянкой, - живо, но грустно объяснил журналистам 47news собеседник, находящийся в гуще событий в связи с исчезновением имени Михальченко из списков владельцев "Бронки".     

Название "Бронка" начало активно мелькать в середине нулевых. Тогда контейнерные терминалы Большого порта Санкт-Петербург из года в год отчитывались о рекордах перевалки. На ведущих к грузовым районам набережной Обводного канала и дороге на Турухтанные острова выстраивались километровые пробки. А жители Автово и Нарвской Заставы заклинали губернатора Валентину Матвиенко выгнать из их дворов дальнобойщиков. Они неделями ждали разрешения на вывоз контейнеров из порта. А Валентина Ивановна грозила владельцам терминалов закрытием. Кстати, поговаривают, что за накалом стоял тот же Дмитрий Михальченко. Он так своего рода поджимал будущих конкурентов. Другое дело, что стивидорные киты уже заработали и могли тратить на войну, пусть и не получая тактического дохода, а Михальченко начинал тратить, и конца этому не видно и по сей день.   

С аномалией разбирался комитет по транспортно-транзитной политике. Такого комитета в Смольном уже нет, а два его бывших председателя - Николай Асаул и Алексей Бакирей — пошли на повышение в министерство транспорта. Комитет подарил городу концепцию развития перспективных районов - аванпортов Большого порта Санкт-Петербург. Её суть проста - пропускная способность исторических районов порта себя исчерпала, а значит, надо выносить перевалку на новые близлежащие территории. А далее традиционное равнение на Европу и слова о том, что в Гамбурге, Роттердаме и Бремерхафене делают точно также. Аванпортам концепция указала три места — Бронку, Ломоносов и Кронштадт.

"Бронка" по целевым расчётным показателям должна была стать самым крупным перспективным районом Большого порта. Инвестором строительства стало ООО "Феникс" - "дочка" холдинговой компании "Форум" влиятельнейшего тогда петербургского бизнесмена Дмитрия Михальченко.

Судя по всему, расчет был на мощнейший административный ресурс. Например, доказать, что внутри Петербурга переваливать грузы – это неэкологичный абсурд.  

В настоящее время, согласно данным "Спарк-Интерфакс", совладельцами ООО "Феникс" являются ООО "Центрфинанс" (90%) и ООО "Высота" (10%). А конечными владельцами через цепочку компаний с регистрацией на улице Красного Текстильщика, 17, являются Людмила Мурова, супруга недавнего руководителя ФСО Евгения Мурова, и бывший заместитель главы ФСБ по Петербургу и Ленобласти Николай Негодов. Об обновлении только что написала "Фонтанка".

Несмотря на то, что при разработке концепции аванпортов говорилось о том, что на петербургских причалах должны остаться наиболее дорогие и экологически чистые грузы, строители "Бронки" решили не работать ни с углём, ни с минеральными удобрениями, ни с щебнем, ни с нефтепродуктами. Специализацией были выбраны дорогие контейнерные грузы и автомобили. 

Порт стали развивать на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Стоимость строительства трёх очередей "Бронки" оценивалась в 59,4 миллиарда рублей, в том числе около 16 миллиардов рублей — транш федерального бюджета на дноуглубительные работы, за которые отвечал ФГУП "Росморпорт". Создание подходного канала к новому порту действительно должно было стать муторным делом. Требовалось не только углублять дно, но перекладывать инженерные сети, ведущие из Кронштадта на материк, — телефонный кабель, газопровод, водопровод и два высоковольтных электрокабеля. Генподрядчиком, разумеется, стала компания "Балтстрой", имеющая самое непосредственное отношение к Михальченко, чей генеральный директор Дмитрий Сергеев параллельно с ним находится под арестом. Тем не менее в марте 2017 года отчитались о заявленных в планах глубинах — 14,4 метра.

Как бы сказал тинейджер, "прикол в том, что через Кронштадт трудно проходить судам с посадкой более 12 метров".

Хотя о "Бронке" говорили, как о глобальном игроке, что должен кардинально изменить ситуацию с перевалкой контейнеров в Финском заливе, пока результаты аванпорта не впечатляют. В профильных изданиях статистика по "Бронке" значится в разделе "иные". О конкретных цифрах менеджмент терминала говорить не любит, предпочитая рассуждать о том, сколько комплекс сможет перевалить TEU (20-тифутовый контейнер), а не о том, сколько смог перевалить.

Первый коммерческий судозаход в "Бронку" состоялся в сентябре 2015 года. А непосредственно первую очередь нового терминала запустили в коммерческую эксплуатацию в начале 2016 года. Тогда же премьер Дмитрий Медведев своим распоряжением включил 90 с "хвостиком" намытых в Бронке гектаров в границы Большого порта Санкт-Петербург. Указывалось, что в первую очередь терминала "Феникс" вложил 23 миллиарда рублей.

Свой первый год терминалу пришлось отработать без главного — в марте 2016 года Дмитрий Михальченко был арестован по делу о контрабанде алкоголя. Контейнеры с эксклюзивным коньяком Courvoisier были задержаны на терминале в порту "Усть-Луга". Но и через "Бронку" ящики тоже пошли. 2016 году в "Бронке" было перевалено 36 тысяч TEU. То есть терминал был загружен только на 7,2%. Мощность первой очереди порта – 500 тысяч TEU. А в 2017 году "Феникс" рассчитывал переработать в "Бронке" 75 тысяч TEU, что должно составить 15% мощностей терминала.

Чтобы понять сегодняшний уровень "Бронки", надо просто сравнить желаемые 75 тысяч TEU с тем, что было перевалено на других контейнерных терминалах Финского залива. Статистику со ссылкой на данные Ассоциации морских торговых портов РФ дал два дня назад ТАСС.

Итак:

- ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" (КТСП, холдинга UCL Port, Большой порт Санкт- Петербург) - 643,7 тысячи TEU

АО "Первый контейнерный терминал" (ПКТ, холдинг Global Ports, Большой порт Санкт- Петербург) - 553,8 тысячи TEU

- ОАО "Петролеспорт" (ПЛП, холдинг Global Ports, Большой порт Санкт-Петербург) - 205,9 тысячи TEU

- ОАО "Моби Дик" (холдинг Global Ports , Большой порт Санкт-Петербург) - 167,5 тысячи TEU

- ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал" (холдинг Global Ports , порт Усть-Луга) - 74,13 тысячи TEU

- ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" (холдинг UCL Port, Большой порт Санкт- Петербург) - 21,3 тысячи TEU

При этом стоит отметить, что старт работы "Бронки" начался со странных инициатив. В начале 2016 года теперь уже экс-глава ФТС Андрей Бельянинов направил письмо губернатору Петербурга Георгию Полтавченко и теперь уже экс-полпреду в СЗФО Владимиру Булавину, в котором предлагал перенести все полномочия по таможенному декларированию на посты портов "Бронка" и "Усть-Луга". Конкуренты не поняли, с чем может быть связано получение новичком подобных преференций. Ассоциация морских торговых портов и петербургские контейнерные терминалы заявили о создании условий для недобросовестной конкуренции.

Ясно, что из любого события "Бронка" пытается извлечь максимум. Именно здесь с участием президента Путина летом прошлого года прошла церемония имянаречения танкера-газовоза "Кристоф де Маржери" (кстати, после ареста Михальченко). При этом "Бронка" никогда не говорила, что планирует заниматься газом, а сам танкер построен для проекта "Ямал СПГ". Здесь же с помпой был принят первый китайский сухогруз, прошедший транзитом по Северному морскому пути. Здесь летом швартовался парусник "Мир", который теперь не может войти в Большую Неву из-за трассы ЗСД. Но какое отношение учебное судно "Макаровки" имеет к грузоперевалке. При этом "Бронка" получила статус. При этом уже "Бронка" признаётся стратегическим инвестиционным проектом Санкт-Петербурга, а его инициатор ООО "Феникс" - стратегическим инвестором.

По информации нашего издания, порт "Бронка" к тому же под завязку закредитован. Кредиты составляют около 14 миллиардов. За них в "Сбербанке" заложены почти все активы корпорации "Форум". А холдинг "Форум" объединяет завод "Измерон", Единый центр документов (ЕЦД), прядильно-ниточный комбинат (ПНК), рестораны Buddah–bar и Tse Fung, реставрационную компанию "Балтстрой".

Но и это еще не все. Оборудование, да и земля под "Бронкой" также заложены и находятся в лизинге. Только заложены уже "Фениксом".   
 
Понятно, что порт — это долгосрочный проект. Но два года работы показывают, что пока "Бронку" среди стивидоров Финского залива практически не видно. Виден на 85% пустующий терминал. Зато терминал по-прежнему хорошо слышно. Но от этих новостей не хватит даже на проценты по кредитам.

- Если бы я был могущественным человеком и захотел бы изысканно наказать какого-нибудь очень богатого человека, то я бы его разорил, подарив "Бронку", - в конце концов сказал тот же собеседник, с которого мы и начали текст.

Александр Калинин, Евгений Вышенков,

47news