Жители Ленобласти ждут новой ковровой застройки, ведь они уверены, что муниципалы снова будут выдавать разрешения на строительство. Так они услышали вице-губернатора Михаила Москвина. Но раз уж правительство такой закон придумало, депутаты ЗакСа не подкачают. Эти ещё и не то обоснуют.

Активисты Всеволожского района взбудоражены законопроектом о перераспределении градостроительных полномочий, который в понедельник, 25 декабря, будет рассмотрен на заседании Законодательного собрания. В пояснительной записке, написанной председателем комитета государственного строительного надзора Вячеславом Шибаевым, говорится, что утверждение и регистрацию градостроительных планов земельных участков с 1 января 2018 года вернут с регионального на районный уровень.

Общественники Всеволожска настаивают, что это будет способствовать развитию земельного мошенничества, ведь в своё время, к 2015 году, только перевод градостроительных полномочий с муниципального на областной уровень уберег пригородные территории от дальнейшей ковровой застройки. "А тех депутатов, кто будет голосовать "за", поименно просклоняем по всей области. Готова организовать митинг с повесткой против этой инициативы", - настаивает, к примеру, Галина Вавилина.

Поводом для повстанческих настроений стало заявление вице-губернатора по строительству Михаила Москвина, которое он сделал на прошлой неделе на одном из строительных форумов. Точнее, конечно, не его слова, а появившиеся в связи с их произнесением новости на профильных ресурсах.

Дошло до того, что во вторник, 19 декабря, во время встречи губернатора с жителями Бугров один из них встал и прямо спросил, "как можно передавать обратно в муниципалитеты разрешения на строительство, учитывая, что те, кто сидел на своих местах, так и сидят".

Вышедший с микрофоном Михаил Москвин рассказал, что на самом деле и в нынешнем законодательстве у муниципалов есть полномочия по градпланам, однако с 2015 года появилась процедура согласования этого документа с областным комитетом по архитектуре и градостроительству.

"Застройщик подавал заявку в администрацию района или поселения, дальше градплан делался администрацией, потом направлялся в архитектуру, далее комитет по архитектуре области согласовывал или отказывал, после этого градплан шёл обратно. Сейчас отменяется процедура согласования. Потому что раньше они выдавались пустые, в поселениях не были утверждены генпланы, так что градпланы ограничения не предусматривали. Ориентируясь на них, можно было строить вверх-вниз, как хочешь. Сейчас же градплан имеет только информационную сущность, потому что стал копией информации из генплана", - рассказал он.

Прекратив этот поток мало кому понятной информации, Александр Дрозденко был краток: "В общем, про разрешение на строительство в этом законе ничего". "Ничего", - подтвердил Михаил Москвин.

Проще ситуацию журналисту 47news объяснил бывший вице-губернатор по строительству Георгий Богачёв: "Градплан потерял свою сакральную суть. Раньше это был документ, где описывались все градостроительные регламенты участка, что можно, что нельзя. Он же был и разрешительным документом. А после введения правок в федеральный закон градплан носит справочно-информационный характер. Как монарх, который властвует, но не правит. Зачем этот документ оставили, не знаю. Разве что благодаря нему в муниципальном мозгу повысится уровень собственной важности".

Взяв за основу это хитросплетение, корреспондент 47news обзвонил парламентариев, которым через два рабочих дня предстоит принять документ, вызвавший общественный резонанс и страхи граждан. В ходе бесед пришлось зафиксировать, что раньше наша редакция, настаивавшая, что депутаты должны писать законы, предъявляла к ним излишние требования. Выяснилось, что они уже обленились читать и то, что им даёт на принятие правительство.

Раскроем деталь. Изначально, в сформулированном вопросе обязательно были слова о том, что "по мнению жителей, закон возвращает разрешение на строительство муниципалам". Почти все даже спорить не стали.

Так, вице-спикера Дмитрия Пуляевского мы спросили, что изменится от законопроекта.

- К нам приходило большое количество претензий по поводу того, что разрешения на строительство выдаются в одном окошке, то есть в одном органе власти. Из-за этого создаётся много очередей. Теперь же разрешения на строительство будут осуществлять районные администрации, процесс пойдёт быстрее. Заметьте, не поселениям передаём эти полномочия, а именно районам.
- Не боитесь, что благодаря поправкам застроят Ржевский полигон?
- Не боимся. Там нужен высокий градус отмороженности, чтоб его застроить. 
- Вы точно читали закон и уверены, что в нём речь идёт о разрешении на строительство?
- Читал, детально изучал.
- Открою секрет, он не посвящён разрешению на строительство. Вы долго будете принимать законы не глядя, которые за вас пишет правительство?
- А кто? 
- В обосновании же чётко написана фамилия.
- Не помню, изучу.

Через несколько часов после диалога народный избранник перезвонил и сказал, что его не так поняли, и что он изначально был в курсе, о чём законопроект. Пришлось умолчать, что мы тоже в курсе, что всё это время Пуляевский звонил Москвину, который ему и рассказал, о чём придётся голосовать.

У 62-летнего Александра Петрова из Тихвина, который гордится тем, что пребывает в областном парламенте 20 лет, поинтересовались, что он думает о передаче градостроительных норм на другой уровень.

- Правильно, что передаем с уровня поселений на районный полномочия по градостроительству.
- Секундочку, речь о передаче полномочий с областного на районный.
- Да, зато району передадут и обеспечение финансирования.
- Там ещё и деньги дадут? А сколько?
- Конечно, дадут. Там всё подсчитано.
- Личная ваша позиция какая, можно дать возможность районам выдавать разрешение на строительство?
- Вреда от этого не будет, только польза. А то, что есть опасения, так при передаче любых полномочий есть такие опасения.
- А теперь главное: вы вообще читали закон?
- Конечно. Я прочитал, но не помню суть.

Далее последовала непередаваемая игра в обвинения, в которой Петров и успел заявить, что не понимает, с кем говорит, и апеллировал к своему опыту, и настаивал, что не обязан помнить всё, за что голосует, и объяснял, что полномочий настолько много, что за каждым не уследишь. Закончилось, конечно, бросанием трубок и фразами вроде "не смейте меня учить".

Коммунист Евгений Тирон пытался деловито показывать свои знания, но надолго его не хватило.

- Как будете голосовать по этому закону?
- Пока не решил. Юристы объяснили, что полномочия перейдут на уровень района. 
- Полномочия — это имеете в виду по выдаче разрешения на строительство?
- Да. Но заседание 25-го, до этого дня приму решение.
- Есть личная позиция?
- Я всё же считаю, что полномочия по выдаче разрешений на строительство должны отойти районам. Понятно, что есть несколько районов вроде Всеволожского, где сразу вернётся земельная анархия, но нельзя же под них подстраивать всё законодательство.
- Вы читали лично закон?
- Да, конечно.
- Вы уверены, что речь идёт о передаче полномочий по выдаче разрешений на строительство?
- Да. Вы же только что так сказали.
- Мало ли что я сказала. Так что, не читали или не поняли?
- Честно признаюсь, что не понял. Зато благодаря вам к понедельнику изучу.

Действительно, зато честно. Хоть и глупо.

Выборгский Владимир Цой поразил тем, что, по сути, никто из его коллег и не понимает, о чём будет голосовать.

- Если честно, благодарен судьбе за то, что не попаду на это заседание, потому что на фракции обсуждались те же самые опасения, о которых вы говорите.
- О том, что разрешения на строительство теперь будут выдавать на уровне районов?
- Да.
- И что, это ухудшит ситуацию с землёй?
- Профильный комитет убеждает, что всё в порядке, что всё под контролем. Но неубедительно как-то, выступал заместитель председателя Денис Горбунов и на все конкретные вопросы отвечал: "Всё будет по закону". Реакция коллег — не принимать этот закон, ведь никто не понимает, что это за закон.
- Лично у вас есть позиция по этому поводу?
- На мой взгляд, не надо возвращать право выдавать разрешение на строительство на уровень районов. Чиновники не могут объяснить, зачем закон нужен. Но Олег Петров сказал, что надо его принять, так что, наверное, его примут.

Внутренний голос журналиста подсказывал, что раскрывать тайну столь откровенному собеседнику не стоит.

Коммунист Николай Кузьмин, как всегда, был очень занят. Зато успел произнести: "Этим законом занимается не моя комиссия, так что не могу сказать, о чём он". Рассуждения о том, что документ принимает не одна комиссия, а каждый депутат, услышаны не были.

Саяд Алиев, на земле которого, в Свердловском округе, постоянно происходят земельные раздраи, даже и не собирается вникать.

- Я этот закон не смотрел, меня не будет в ЗакСе в понедельник, что вы от меня хотите?
- Люди возмущены, вы же должны их как-то успокоить?
- Да отстаньте от меня, я отдыхаю, у меня мало времени, всё. 

От всей души порадовали разве что Сергей Караваев, чей округ Токсовский, и Алексей Ломов, отвечающий за Сертоловский. Оба сходу начали рассказывать о сути и о том, что ничто ни на что не повлияет.

К вице-губернатору Москвину тоже был вопрос.

- Вам не обидно, что вас не поняли депутаты?
- Почему мне должно быть обидно?
- Вы же учитель по первой профессии.
- Да я вроде выступал в ЗакСе, вроде должны были понять.
- Вице-спикер Пуляевский уверен, что все эти годы выстраивалась очередь из желающих получить разрешение на строительство. Это действительно так?
- Конечно, живая очередь, с семи утра выстраивается от Зодчего Росси, где находится Госстройнадзор, вплоть до Дворцовой.
- Вы серьёзно.
- Депутатам видней.