Губернатор, словно понедельники в "Бриллиантовой руке", решил отменить маршрутки. Участники рынка и на Суворовском, 67 говорят, что глава просто хотел быть понятным народу и требует усилить социалку. А кое-кто уже готов решать поставленную задачу.

Губернатор Дрозденко на встрече с парламентариями 12 декабря пообещал свести на нет коммерческие автобусы в Ленобласти. На дорогах региона должны остаться только социально ориентированные перевозчики, то есть те, кто может работать с льготниками. А началось все с вопроса депутата ЗакСа Андрея Лебедева. Он поинтересовался, а почему студент из Сертолово может доехать до Всеволожска или Колтушей с льготой, а на межрегиональном маршруте до метро "Парнас" только по полному билету. Губернатор же, оттолкнувшись от бурсаков, перешел на школьников, бабушек, мытарства которых оказались ему близки.

"Но вы встаньте в положение людей. Ситуация: стоят бабулька, студент и школьник. И они не чувствуют себя белыми людьми, ведь не могут себе позволить сесть в автобус с буковкой "К" и вынуждены ждать под дождем. Что они про вас подумают, про меня? Да ладно про вас и меня. Что он про власть подумает?" - обратился он к начальнику управления по транспорту Павлу Постовалову.

Предпринимательство в транспортной отрасли было поставлено в один ряд со здравоохранением и ЖКХ.

"Коммерческих не должно быть, и вы понимаете почему. Почему один собственник получает привилегии, а другой возит льготников? Перевозчики пусть ищут выгоду в других регионах. А то давайте еще сделаем коммерческую котельную, больницу, водоканал", - заявил Дрозденко.

Этих слов хватило прессе, чтобы выдать серию громких заголовков: "Губернатор объявил войну коммерческим маршруткам" и "В Ленобласти могут исчезнуть маршрутки".

При этом надо понимать, что маршрутка в Ленинградской области и маршрутка в Санкт-Петербурге — это все-таки не одно и то же. В 47 регионе нет ГУПов, аналогичных петербургским "Пассажиравтотрансу" или "Горэлектротрансу" - монстров с социальной функцией и нагрузкой, существующих под крылом комитета по транспорту.

В Ленобласти свыше 70 коммерческих перевозчиков, которые осуществляют перевозки по регулируемым и нерегулируемым тарифам. Просто территорию границ Евросоюза до Вологодчины невозможно перекрыть тремя-четырьмя парками. Плечо отдельных маршрутов достигает 200 километров. Хотя в отдельных районах, например, в Волхове, продолжают работать муниципальные перевозчики. Их не много, и их тарифную политику контролируют местные власти. Хотя центр может предоставлять субсидии. Например, на приобретение автобуса на газу или низкопольного автобуса.

Собеседники 47news в транспортном блоке предположили, что, объявляя войну маршруткам, Дрозденко просто хотел обратить внимание на хаос, царящий с тарифами. Ведь можно говорить, что за перевозку в регионе отвечают исключительно коммерческие компании, что работают по регулируемому и нерегулируемому тарифу. То есть социального транспорта в петербургском понимании в области нет. А деление на "социальные" и "коммерческие" маршруты губернатор сделал условно, чтобы было всем понятно.

Выход на маршрут перевозчика-одиночки, работающего по нерегулируемому тарифу, зачастую действительно оборачивается социальным нарывом. Так, например, в 2016 году стоимость проезда на автобусе по 55-километровому маршруту Светогорск — Выборг выросла  на 40%. Недовольные 220-рублевым билетом на автобус №126 от "Светогорского ЖКХ" выходили  на митинг и готовы были перекрывать трассу. Стоимость квитка пошла вниз после выхода на маршрут конкурента.

Однако в правительстве 47 нашлись те, кто действительно готовы бороться с маршрутками.

"Моя задача не думать, а исполнять. Поставлена задача, значит, будем ее решать", - заявил 47news вице-губернатор Михаил Москвин, отвечающий в том числе и за транспортный блок.

Заместитель начальника управления по транспорту правительства Ленобласти Михаил Присяжнюк расценивает слова губернатора как поручение направить тарифную политику на транспорте в социальное русло. В разговоре 47news он отметил, что один из коммерческих перевозчиков на своем маршруте, связывающем метро "Улица Дыбенко" с Кудрово, уже ввел систему льгот на проезд для отдельных категорий граждан. А на более 100 маршрутах действует программа "75 ", в рамках которой пенсионеры перевозятся бесплатно. Можно и дальше поработать в этом направлении.

При этом в управлении отметили, что прорабатывается возможность расширения инструментария комитета по тарифам в части тарифообразования на пассажирских перевозках. Сегодня такие функции есть и у районов. Если определить максимальный размер тарифа, то можно иметь инструмент давления на перевозчиков.

Планы создать единую транспортную компанию Ленобласти, аналогичную петербургскому ГУП, есть, но в их краткосрочную реализацию верят немногие.

"Для этого придётся взять в лизинг не одну тысячу автобусов, причем разных модификаций. Считать топливо, зарплату водителей, амортизацию, выстраивать систему ремонтных баз. А половину перевозок все равно придется субсидировать, потому что они не будут рентабельными, а народ перевозить надо. Коммерция же всегда будет работать себе на карман. В уставе каждой компании написано про извлечение прибыли. Если губернатор, говоря о борьбе с маршрутками, имел в виду централизацию перевозок, то значит, говорил правильно", - рассказал 47news один из бывших членов правительства.

А непосредственно сами перевозчики отреагировали на слова Дрозденко с элементом настороженности. Директор ООО "АТП Барс–2" Андрей Заботин рассказал 47news, что 98% маршрутов компании и так можно отнести к социальным, в том смысле, что перевозка на них осуществляется на основе регулируемого тарифа. Если еще 2% осоциалятся, то в этом не будет ничего страшного. "Другое дело, нужны будут деньги на восполнение затрат перевозчиков", - заявил Заботин.

А руководитель службы организации перевозок "Питеравто" Роман Юренев также склонен считать, что, говоря о социальных маршрутах, губернатор имел в виду не ликвидацию маршруток, а движение от нерегулируемого тарифа к регулируемому.

"Могу точно сказать, что "Питеравто" не уйдет из Ленобласти. А как будет осуществлять переход с одного тарифа на другой, пока не понятно. Надо изучать нормативно-законодательную базу", - заявил Юренев.

Конкурсы на перевозку пассажиров в Ленинградской области должны стартовать в начале 2018 года. Ранее губернатор уже говорил, что в числе факторов, которым будет уделяться внимание, станут состояние автопарка и статистика по ДТП. По всей видимости, плюсом в процедуре отбора теперь будет ещё и лояльность к бабушкам и студентам.