Ленинградская область попала под очарование биткоина. Но идея чеканить криптовалюту на площадке ЛАЭС пока не находит поддержки в Москве. Пионером быть трудно, но СССР однажды отстал навсегда.

В середине октября председатель Банка России Эльвира Набиуллина презентовала новые купюры номиналом 200 и 2000 рублей с видами Крыма и космодрома "Восточный". А месяцем ранее губернатор Ленобласти Александр Дрозденко на форуме малого и среднего бизнеса выступил с предложением запустить криптовалютный станок на базе Ленинградской АЭС в Сосновом Бору, реакторы которой выводят из эксплуатации. 

К концу ноября как раз появилась информация и о непосредственных криптовалютчиках, заинтересованных в сосновоборской площадке. Правительство Ленобласти ведет переговоры с пятью инвесторами из Москвы и Прибалтики, которые готовы организовать майнинг-ферму. Имена интересантов на Суворовском, 67 пока не называют, ссылаясь на  то, что переговоры находятся на начальной стадии. Но объем инвестиций заявлен в размере 4,8 миллиарда рублей, а срок окупаемости проекта обозначен двумя годами.

В принципе, лозунгом-девизом для любой майнинговой компании могла бы стать фраза: "Мы пришли в этот мир делать деньги". Просто, а главное честно. Самой популярной криптовалютой на данный момент является Bitcoin, появившийся в конце 2008 года благодаря разработчику Сатоши Накомото. Так и неясно, чей это псевдоним, — одного человека или группы гиков — фанатов высоких технологий. Подозревают, что ниточки ведут к предпринимателю и инженеру Илону Маску. Основа любой цифровой валюты - coin-монета - зашифрованная информация, которую невозможно скопировать. Процесс ее добычи называется майнингом. Получить coin можно первым, решив сложную криптографическую задачу. Вычисления ресурсоемкие. Майнингом можно заниматься и на домашнем компьютере, но шанс добыть coin выше, если работает целая ферма из спецоборудования.

По данным CoinMarketCap, в ноябре курс Bitcoin вырос на 59% – с 7 тысяч долларов до 11,1 тысячи. На момент подготовки материала за  него давали 11,9 тысячи долларов. А 3 декабря  стали известны имена первых биткоиновых миллиардеров. Ими стали братья-близнецы бизнесмены и спортсмены-гребцы Тайлер и Кэмерон Уинклвоссы. В регате под "Даешь криптовалюту" стали участвовать в 2013 году, когда за один Bitcoin давали 120 долларов. Братья продолжают грести к себе и не спешат продавать накопленное, прогнозируя дальнейший рост.

Сегодня на Россию приходится всего 2-3% майнинговых мощностей, а правовой статус биткоина не определен. Поэтому логично, что большинство министерств и ведомств, консервативных по своей природе, относятся к новой валюте настороженно. Хотя первый энергоблок ЛАЭС планируется вывести из эксплуатации уже в 2018 году. В этом же году должен сдаться первый блок ЛАЭС-2. В результате более 10 тысяч квадратных метров помещений станции окажутся свободны. На их месте и может появиться технопарк, составной частью которого станет майнинг-ферма. 

Но, как рассказал 47news источник близкий к переговорному процессу, создание майнинг-фермы на базе ЛАЭС не обещает быть скорым. Ленобласть инициировала обращение к руководству Росатома, в котором привела параметры проекта и технико-экономические обоснования от потенциальных инвесторов. Однако согласно позиции ведомства, начать что-либо делать на ЛАЭС можно будет только в 2021-2022 году. "Учитывая, что биткоин-лихорадка набирает обороты, скорее всего, к этому времени отечественные майнеры найдут другие площадки. Возможно в Ленобласти". 

- Тем не менее успех идеи целиком и полностью будет зависеть от стоимости электроэнергии. По предварительным подсчетам, она не должна превышать 3 рубля за киловатт. Но, к сожалению, пока ни Минэнерго, ни Росатом не готовы подтвердить такую стоимость, - рассказал собеседник 47news.

Вместе с тем, обсуждаются и другие варианты "нагрузки" помещений. Возможно, там будут развивать радиомедицину. Также рассматривается возможность организации на базе сосновоборгского технопарка свободной таможенной зоны. Статус позволит резидентам на льготных условиях ввозить и использовать иностранное оборудование. 

Интерес майнеров к энергопредпиятиям не считает чем-то из ряда вон президент Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ), экс-владелец интернет-провайдера "Акадо" Юрий Припачкин. Стоимость электроэнергии — один из основных факторов, которые надо учитывать при открытии майниг-фермы. В разговоре с 47news он заметил, информация о том, что бизнес пытается наладить отношения с владельцами электростанций на предмет создания предприятий по производству криптовалюты, приходит регулярно, но пока до конкретики дело не доходило.

- Зато есть много мелких фермерских хозяйств с ветряками. Договориться с их владельцами проще. Они-то понимают, что сегодня на фермах можно растить не только бычков, но и криптовалюту, - заявил 47news Припачкин.

И биткоиновый миллионер из Иркутска Юрий Дромашко не удивился взгляду правительства Ленобласти в сторону криптофабрик. Реальность такова, что инвестиции в майнинг приносят сверхдоходы. Они окупаются даже не за два года, как об этом говорят потенциальные резиденты Соснового Бора, а за 4-6 месяцев с момента запуска оборудования. При этом квадратные метры не имеют большого значения. Сам Дромашко начинал в 2016 году с того, что продал офисное помещение и вложился в аппараты по чеканке цифровых монет.

- Главное - степень готовности энергокоммуникаций. На электростанциях с этим все в порядке. А оборудование можно ставить и в легковозводимых конструкциях, тех же контейнерах. Ключевое слово — мегаватт. За 1 миллион долларов можно купить 300 девайсов, потребляющих  полмегаватт. То есть 1 мегаватт — это 2 миллиона долларов. Год назад я зарабатывал 8 долларов в месяц с девайса, а сегодня 20 долларов, - рассказал 47news Дромашко.

Собственно за самими девайсами — асик-майнерами, которые решают задачи по поиску цифровых денег, сегодня носятся столь же рьяно, как за самими биткоинами. Естественно, что  основные поставки аппаратуры идут из Китая. А спрос превышает предложение. По словам совладелеца компании Cryptodome Артёма Орлова, в Поднебесной, если быть проворным, купить асик-майнер сегодня можно за 90 тысяч рублей, перекупщики в России предлагают аппараты уже за 190-200 тысяч рублей. Кроме того, криптовалютный бизнес в России существует вне правового поля. Та же таможня считает, что майнеры подводят под описание оборудования для шифровки/дешифровки, а, следовательно, требуют регистрации в соответствующих органах.

- Но ситуация такова, что сегодня с одного майна можно получить 30-35 тысяч рублей в месяц. То есть, он окупается за 5 месяцев. Прежде не было такого инструмента, в который можно было бы так вложиться, - рассказа 47news Орлов.

По грубым оценкам, в Петербурге и Ленобласти сегодня работают 30-50 тысяч майнеров. А изготовлением криптовалюты занимаются 5-6 тысяч человек.

Непосредственно представители Ленинградской атомной электростанции пока не могут сказать, как именно будут использоваться освободившиеся площади. Посоветовав 47news ориентироваться на слова представителей концерна "Росэнергоатом". Те, в свою очередь, заявили, что пока не ведут переговоров по сооружению майнинг-ферм на ЛАЭС.

Существует то ли анекдот, то ли легенда о том, как в конце 70-х годов советские заводы и лаборатории посещала делегация из Японии. Итогом экскурсий стала фраза иностранца: "Мы думали, что вы отстали от нас лет на 10, максимум – на 20. А вы, оказывается, отстали от нас навсегда". То, что Ленобласть первой из российских регионов решилась громко обозначить свой интерес к фабрикам криптовалюты, когда все пожимают плечами, кое о чем да говорит. Кстати, Япония является единственной страной, которая полностью легализовала криптовалюту в качестве формы оплаты.