По подозрению в кибер-шпионаже спецслужбы Эстонии задержали 20-летнего студента из Кингисеппа. Его назвали агентом ФСБ. А 47news считает, что так коварные соседи хотят унизить нашу родную Госбезопасность.

В два часа пополудни 13 ноября состоится встреча сотрудника посольства России в Эстонии с задержанным по подозрению в подготовке хакерской атаки 20-летним жителем Кингисеппа Алексеем Васильевым. Так рассказали 47news российские дипломаты в Эстонии поздно вечером 10 ноября. Немногим ранее эту просьбу российского представительства удовлетворила Государственная прокуратура Эстонии.

- Васильев содержится в таллиннском арестантском доме. Там же пройдет встреча. Внешне, это изолятор при полицейском участке. Условия нормальные. По эстонскому законодательству, он имеет право звонить священнику, адвокату и дипломату.

Для тех, кто пропустил очередной виток дружбы с Прибалтикой, напомним, что парня задержали 4 ноября при погранпереходе из эстонской Нарвы в Ивангород. В отношении него возбуждены уголовные дела по статьям "ненасильственные действия иностранца, направленные против Эстонской Республики" и "подготовка компьютерного преступления". Новость на сайте полицейского департамента озаглавлена по-журналистски верно: "Полиция безопасности арестовала агента Федеральной службы безопасности РФ".

Мы решили всмотреться в предполагаемого разведчика. Так что вот, собственно, и сам агент. 

1.jpg printscreen личной страницы "ВКонтакте"

Насколько пока известно, Алексей с 16 до 19 лет учился в эстонском колледже. "Потом год работал в России, в 19 лет вернулся и поступил в институт на программиста", - рассказали в посольстве. В Эстонии находится по ученическому виду на жительство.

Судя по странице Алексея в "ВКонтакте", он не пропускал компьютерные новинки, увлекается киберспортом, в частности, компьютерной игрой-стрелялкой Counter-Strike. Неравнодушен к творчеству екатеринбургской певицы Монеточка, которую называют интернет-феноменом и интересуется сноубордом. Из книг предпочитает научную фантастику и увлекался ди-джейством.

4.jpg printscreen личной страницы "ВКонтакте"

С 38-летней матерью Алексея, Еленой Песовец, посольство уже разговаривало. Она тоже жительница Кингисеппа. "В понедельник она приехать не сможет, у нее просрочен загранпаспорт. Когда она его выправит, будем думать, как помочь со скорейшим оформлением визы", - отметили дипломаты.

С Еленой поговорил и 47news. Ее эмоция сегодня понятна, поэтому мы не стали отнимать много времени, но все же начали с отвлеченного.

- Алексей окончил какой-то специализированный класс?
- Нет, обычную кингисеппскую школу. Девять классов. Затем поступил в колледж Силламяэ учиться на программиста. Потом на высшее в Кохтла-Ярве. Планировал работать по профессии, - ответила она.
- А почему в Петербурге не стал поступать?
- В Питере обучение платное, а в Эстонии бесплатное.
- Но работать, строить карьеру собирался в России?
- Он еще не думал об этом, хотел получить высшее образование, а там уже выбирать.
- С эстонским языком проблем у Алексея не было?
- Эстонский плохо знает. А в Силламяэ и в Кохтла-Ярве обучение на русском. Эстонский сдавать при поступлении не нужно было.
- Компьютеры — его главное увлечение?
- Да, увлекался компьютерами. Но друзей у него, как у каждого парня, - одноклассники, одногруппники. Не курит, не употребляет алкоголь, не гуляет. Каждые выходные приезжал. У него два брата есть. Все время дома с ними.
- А жил на стипендию или подрабатывал где?
- Получал стипендию, и я ему денег давала. Как и все студенты.
- С сыном говорили?
- Связи нет. Возможности увидеться нет. Делаю документы. Знаю только одно: мой сын - не преступник.

Есть в истории и непонятный или неприятный пока нюанс. Когда после задержания к изолятору прибыл сотрудник российского посольства, то вместо Алексея к нему вышел сотрудник полиции. Он ознакомил нашего дипломата с бумагой, подписанной задержанным. В ней Алексей сообщает, что ознакомлен со своими правами, но в услугах посольства не нуждается. Но скорее всего, это детский шаг.
 
Кстати, когда мы спросили собеседников в ФСБ о теоретическом отношении ведомства к этой истории, там лишь сдержанно улыбнулись: "Наступила осень, наши соседи устроили очередную PR-акцию. О серьезном здесь говорить неуместно".

Все-таки, может, в контрразведке недооценивают коллег. Не только ведь нашим органам свойственно коварство. Если мир узнает, что в ФСБ набирают бывших школьников, то вот это и будет удар.