Председатель комитета по культуре Ленинградской области Евгений Чайковский и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский открыли в выставочном центре "Эрмитаж-Выборг" новую выставку "Фламандское искусство XVII века", сообщает пресс-служба выставочного центра.

На выставке представлены картины, скульптуры, изделия прикладного искусства и художественное оружие Фландрии XVII века из собрания Эрмитажа.

Питер Пауль Рубенс, чьё имя стало синонимом фламандского искусства XVII века, представлен на выставке небольшой "кабинетной" картиной "Уход Агари из дома Авраама". Также в экспозиции можно увидеть его всемирно известные картины "Голова Девушки" и "Голова Генриха IV".

"Кабинетными" в XVII веке фламандцы именовали картины небольшого и среднего размера, создаваемые, в отличие от монументальных произведений, не для конкретного помещения и места, а, большей частью, для открытого рынка и служившие украшением "кабинетов". Так называли в те времена частные коллекции всевозможных редкостей, раритетов, диковинных вещей – от самых причудливых и необычных созданий природы до дорогих изделий художественного ремесла и произведений изобразительного искусства. Подобные "кабинеты", или, как их еще называли, "кунсткамеры", явились прообразами будущих картинных галерей в странах Западной Европы. В XVII столетия особенно много таких "кунсткамер" было в Антверпене, где, по словам Рубенса, жило "великое множество" любителей живописи.

Превосходным образцом "кабинетной" живописи и одним из бесспорных шедевров выставки является "Апостол Пётр" – ранняя работа Антониса Ван Дейка, исполненная молодым художником, вероятно, в самом начале его пребывания в мастерской Рубенса, который считал юного живописца лучшим своим учеником.

Жанровый диапазон "кабинетной живописи" был велик. "Кабинеты" коллекционеров украшали картины на библейские, евангельские, аллегорические, мифологические и жанровые сюжеты, а также пейзажи, портреты, анималистические картины и натюрморты. В состав выставки включены образцы всех перечисленных жанров живописи.

В Антверпене XVII века работало немало художников, посвятивших себя исключительно области "кабинетной" живописи. Среди мастеров "кабинетной" живописи на настоящей выставке представлены: Луис де Колери , Франс Франкен II, Иероним Янсенс, Давид Рейкарт III, Даниель Сегерс, Ян Брейгель Старший и его внук Ян ван Кессель Старший, а также Давид Тенирс Младший. Из всех названных живописцев только двое – Ян Брейгель Старший и Давид Тенирс Младший – снискали международную известность при жизни.

Ян Брейгель Старший, младший сын гениального Питера Брейгеля, вошел в историю искусства под прозвищем "Бархатный", ставшим своеобразной оценкой его живописи. Выставка позволяет увидеть один из лучших его пейзажей, подлинный шедевр "кабинетного" искусства – "Лесной пейзаж со сценой отдыха Святого Семейства на пути в Египет".

Яна Брейгеля также часто называют Брейгелем Цветочным. Именно он явился зачинателем цветочного натюрморта во фламандской живописи XVII века. На выставке эта разновидность натюрморта представлена работой его ученика Даниеля Сегерса, одного из ведущих мастеров цветочного жанра, "Гирлянда цветов вокруг изображений Младенцев Христа и Иоанна".

Посетить выставку "Фламандское искусство XVII века" в выставочном центре "Эрмитаж-Выборг" можно будет до середины апреля 2018 года.