В подзабытую судоходами Старую Ладогу зашел 130-метровый лайнер. Просто в древней столице Руси в три месяца построили причал на 90 метров и ждут 40 теплоходов с туристами в навигацию-2018. Лайнер ушел, настоящая жизнь в Ладоге начинается, когда в нее приходят викинги.

По Волхову много что ходило. Если верить житиям святых, то именно по нему приплыл в Новгород преподобный Антоний Римлянин. Причем сделал он это на камне. Согласно новгородскому эпосу, здесь же бывал гусляр-подводник Садко. А сегодня днем, 2 ноября, в Волхов из Ладожского озера зашел четырехпалубный круизный лайнер Viking Truvor. Он же в прошлом "Сергей Киров".

При подходе к Старой Ладоге Viking Truvor давал о себе знать торжественными гудками. Играла музыка. На берегу стоял спикер ЗакСа Ленинградской области Сергей Бебенин. Компанию ему составляли вице-губернатор по ЖКХ Олег Коваль, начальник управления по транспорту Павел Постовалов и его заместитель Михаил Присяжнюк, а также староладожцы, которые наблюдали за приходом круизного лайнера от стен Никольского монастыря. Движущийся по реке Viking Truvor на солнце не блестел. В Ленобласти ноябрь. Транзитная навигация на Волго-Балте планово должна завершиться через 13 дней. Всего лайнер простоял в Старой Ладоге около трех часов.

фото Валентина Илюшина, 47news

Инвестором строительства 90-метрового причала выступило ООО "Конт". Проект курировало управление по транспорту Ленобласти. Все работы заняли три месяца. В Старой Ладоге смогут принимать круизные суда до 130 метров, рассчитанные на 300 пассажиров. Глубина у причала 3,5 метра. Специального дноуглубления Волхова под новый причал не проводилось. Его ранее планово провело ФБУ "Администрация "Волго-Балт".

Согласно данным "СПАРК-Интерфакс", ООО "Конт" зарегистрировано в Санкт-Петербурге на Октябрьской набережной, 29, здесь же расположен Соляной причал. Головной компанией значится Stewart Clobal Inc из Республики Панама. Компания обслуживает практически все пассажирские причалы на пути из Москвы в Петербург: Горицы, Кузино, Углич, Рыбинск, Тутаев, Плёс. В прессе ООО "Конт" регулярно называют дочерней структурой петербургского ООО "Пассажирский флот". Согласно СПАРКу, последнее на 100% принадлежит кипрскому офшору Dilo Holdings Limited. "Пассажирский флот" специализируется на речных перевозках и является российским представительством международной круизной компании Viking River Cruises. Российский флот компании состоит из пяти речных круизных судов: Viking Truvor, Viking Akun, Viking Helgi, Viking Ingvar и Viking Rurik.

Как рассказали 47news участники сегодняшнего мероприятия, идею обновить причал на реке Волхов активно продвигал Александр Дрозденко ещё будучи вице-губернатором Ленобласти. Правда, тогда рассматривался вариант не со Старой, а с Новой Ладогой, что расположена в устье реки. Но планы поменялись в 2015 году после капитального ремонта моста через Волхов у деревни Юшково, являющегося частью федеральной трассы "Кола". Габариты переправы изменились, и появилась возможность захода в реку судов большой вместимости. Поэтому причал решили строить все же в Старой Ладоге.

Решение логичное. У села большая история, а, следовательно, больший туристический потенциал. Именно в Старую Ладогу, а в 862 году просто Ладогу, был призван на княжение варяг Рюрик. А в 2003 году, когда отмечалось 1250-летие Старой Ладоги, село позиционировалось как "древняя столица Северной Руси".

Сегодняшнее мероприятие носило презентационный характер. Основная цель швартовки Viking Truvor — обозначить новую точку на круизной речной карте. Дальше зимние кабинетные переговоры с перевозчиками на предмет включения Старой Ладоги в их туристические маршруты. Прежде всего речь идет о круизе “Москва - Петербург". На нем работают компании Viking River Cruises, которая и оперирует лайнером-первопроходцем, "Мостурфлот", "Водоход" и "Инфофлот".

Продолжительность круиза зависит от маршрута, но в целом составляет 7 — 12 дней. Стоимость тура в один конец от 18 до 45 тысяч рублей. Совершают остановки круизные суда и в Ленобласти.

Так, по данным областного комитета по туризму, по итогам 2016 года тройка самых популярных круизных направлений выглядела следующим образом: деревня Мандроги в Подпорожском районе - 498 судозаходов (87 720 человек), поселок Свирьстрой Лодейнопольского района - 139 судозаходов (24 464 человека), Лодейное Поле — 94 судозахода (16 544 человека).

фото Валентина Илюшина, 47news

Специалисты расходятся в своих оценках, что ждет опричаленную Старую Ладогу в 2018 году.

Заместитель управления по транспорту Ленобласти Михаил Присяжнюк осторожно говорит о 40 судозаходах и о том, что через новый причал могут прибыть 10 - 18 тысяч туристов. Их ждут не только крепость и храмы Старой Ладоги, но и автобусные экскурсии в Тихвинский Богородичный монастырь. При этом Присяжнюк делает акцент именно на туристах-паломниках. Свой интерес, по его словам, к Старой Ладоге уже обозначил Viking River Cruises. Но ведутся переговоры и с другими операторами. Кроме того, в перспективе в Старой Ладоге можно будет обеспечивать дополнительный сервис. В частности бункеровать суда. Также можно будет выделить яхтенную составляющую и спортивный туризм.

В управлении пока не спешат монетизировать причал, поясняя, что итоги можно будет подводить после завершения первой навигации 2018 года.

"Сейчас трудно сказать, сколько турист денег оставит в кассе монастыря, а сколько у мороженщицы. Надо понимать, что это только начало. Понятно, что те 50 миллионов рублей, которые "Конт" вложил в причал моментально не вернутся. Но в этом и плюс работы с крупной организацией. Есть возможность работы на перспективу. Понятно, что зимой к причалу Старой Ладоги никто ходить не будет. Ледокольную проводку никто делать не собирается. Но почему бы в перспективе, если все хорошо пойдет, сюда не пускать по льду суда на воздушной подушке", - рассказал 47news Присяжнюк.

Заместитель генерального директора по туризму круизной компании "Мостурфлот" Светлана Гончарова рассказала 47news, что компания заинтересована в том, чтобы ее суда заходили в Старую Ладогу в рамках круиза "Москва — Петербург". Уже есть договоренность, что в навигацию 2018 года у нового причала четыре раза ошвартуется трехпалубный теплоход "И.А. Крылов". Что означает, что по линии "Мостурфлота" древнюю столицу Северной Руси посетит тысяча туристов.

В компании пояснили, что рассматривают стоянку в Старой Ладоге с прицелом на то, что в будущем появится возможность продлить маршрут по Волхову до Великого Новгорода. Не исключено, что при заходе "И.А. Крылова" в Старую Ладогу будет обеспечен автобусный трансфер пассажиров к новгородским памятникам. По предварительным планам, теплоход "Мостурфлота" будет заходить в Старую Ладогу утром, а вечером уходить в Петербург.

Отметим, что попытки включения Великого Новгорода в маршруты речных круизных компаний сошли на нет в 2009 году, когда Российский Речной Регистр (РРР) запретил выход в Ладожское и Онежское озера судов типа "Дунай" проекта №305, которые из-за сильной подверженности ветрам называют "пузырями".

Генеральный директор ООО "Конт" Алексей Обрядин также считает, что Старая Ладога - это своеобразная попытка вернуть маршрут до Великого Новгорода. При этом в компании сообщил 47news, что пока окончательная стоимость староладожского причала не подсчитана. Но отталкиваться можно от 30 миллионов рублей. По его словам, свою заинтересованность в Старой Ладоге уже обозначили и "Водоход", и "Мостурфлот". Естественно "Конт" ждет туристов с судов Viking River Cruises. Эта компания предлагает круизы иностранцам и главным образом американцам. В "Конте" на следующий год называют осторожную цифру в 28 тысяч туристов. О сроках окупаемости староладожского причала там тоже предпочитают не распространяться.

"У нас все примерно также, как с сетевыми магазинами. Есть убыточные, есть имиджевые, есть те места, где просто надо присутсвовать. Говорить о том, что причал в Старой Ладоге имиджевый, я бы не стал. И то, что он не будет зарабатывать, тоже не могу. Теперь это еще один причал в ряду наших причалов. Хорошо, что построили его быстро. В Костроме, например, три года мучились", - рассказал 47news Обрядин.

При этом в "Конте" заметили, что не планируют в Старой Ладоге развивать, а следовательно и зарабатывать на бункеровке, приеме мусора и фекальных вод. Все эти услуги судовладельцы могут спокойно получить в Петербурге.

Как известно, настоящая жизнь в провинциальном городе начинается тогда, когда в него входят военные. В случае со Старой Ладогой - тогда, когда в нее приходят викинги. Главное, чтобы оставляли деньги. Хоть в церковной кассе, хоть у мороженщицы.