Первого ноября все жилье Минобороны по стране передано новой структуре. Но долги за воду, свет и тепло останутся у предшественника. Миллиарды, как всегда, простят. А 300 миллионов помашут рукой уже ресурсникам Ленобласти.

Осенью 2017 года вышел фильм культового Даррена Аронофски "Мама". Через отношения пары, где он — прообраз творца, она - богоматерь, а дом - Земля, показана библейская история о регулярном уничтожении всего сущего. В конце картины дом сгорает в испепеляющем огне, а перед этим гости устраивают вакханалию и разрушают его. Остаётся лишь творец и богоматерь, превратившаяся в чистый кусок стекла. Из него возродятся и дом, и новая мать. И так бесконечно.

С первого ноября 2017 года весь жилой фонд вооруженных сил России перешел на баланс федерального государственного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны (ЦЖКУ). Структура полностью подконтрольна Минобороны. Переход произошел согласно приказу, но процедура оформления документов займет не один месяц. При этом переданы будут только те дома, где Минобороны стопроцентный собственник. Таких, впрочем, большинство. 

До этого жилфондом управляло ООО "Главное управление жилищным фондом" ("ГУЖФ").

"ГУЖФ" было создано в 2015 году для монопольного управления жилфондом Минобороны по всей стране. Учредитель — АО "Оборонстрой", учредитель которого - Минобороны. В Петербурге и Ленобласти в ведении компании находились 460 домов площадью 900 тысяч квадратных метров. А реформа управления коммунальной инфраструктурой началась в начале нынешнего года. До этого момента военным ЖКХ распоряжалось АО "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" ("ГУ ЖКХ"). Учредитель - уже упомянутый "Оборонстрой". "ГУ ЖКХ" прекратило свою деятельность 1 апреля нынешнего года. После себя оно оставило долги за тепло, электроэнергию, воду и водоотведение на миллиарды по всей стране.

По данным комитета ЖКХ Ленобласти, в нашем регионе более всего пострадала "Петербургская сбытовая компания". "ГУ ЖКХ" попрощалось с ней на цифре долга в 208,6 миллиона рублей. Как сообщили в пресс-службе "ПСК", надежда на взимание денег через суд еще есть. За воду и канализацию "ГУ ЖКХ" задолжало относительно немного - около 9 миллионов. Но надо помнить, что и ресурсоснабжающие организации в Ленобласти не шикуют. "Выборгский Водоканал" остался с носом на 3 миллиона рублей. Сертоловский "СКС" - на 2,5 миллиона, сосновоборский СМУП "Водоканал" недополучил более миллиона. Столько же муниципальное предприятие "Приозерские коммунальные сети". Еще четыре поставщика на суммы поменьше.

За тепло внучка Минобороны оставила долгов на сумму около 50 миллионов рублей. АО "Коммунальные системы Гатчинского района" наверняка расстроилось из-за 13 миллионов, а "Тепловые сети" Гатчины из-за 17 миллионов. Выборгскую "Управляющая компания по ЖКХ" оставили без 8 миллионов, а филиал "Газпром теплоэнерго" - без полутора.

Всего по Ленобласти "ГУ ЖКХ" "простило" 264 миллиона. Но это без учета спорных сумм. Например, недавний пример с общежитием в Агалатово, где столкнулись автоматчики с сантехниками, показал разницу во взглядах на задолженность. Еще работающая "ГУЖФ" считает, что должно 2,5 миллиона, а муниципальные предприятия - что все 50.

При этом важно понимать, что новая структура — федеральное государственное бюджетное учреждение - по закону не может быть правопреемником по долгам. В "ЦЖКУ" этого не скрывают, а всячески подчеркивают. На днях, например, военные публично напомнили об этом вице-губернатору Игорю Албину.

С "ГУЖФ", которое распрощалось с военным жилфондом, ситуация пока сумрачна. Объем долгов известен, пожалуй, лишь бухгалтерии этого предприятия. Но на вопрос 47news в пресс-службе уверенно ответили: "Конечно, мы будем расплачиваться".

- Но зачастую мы по-разному считаем с ресурсоснабжающими предприятиями и идем в суд. Другая проблема - это неплатежи населения. Некоторые не платят с момента нашего прихода (2015 год — прим. ред.). Говорят, мы платили компании, которая была до вас. 
    
Речь идет о предыдущем опыте военных над подотчетным населением. Компания АО "Славянка" была зарегистрирована в 2009 году как аналог нынешнего "ГУЖФ" и управляла жилфондом. Прообразом глобального "ГУ ЖКХ" было АО "Ремонтно-эксплуатационное управление" (РЭУ). В 2011 году правительство сделало РЭУ единственным поставщиком тепла для Минобороны. Оба предприятия пребывают сегодня в банкротстве. Стоит, конечно, вспомнить об участии известного ресторатора Евгения Пригожина в истории с чередой заинтересованных организаций. На конкурсах "ГУ ЖКХ" номинальные по сути компании отъели от пирога контрактов на обслуживание военных городков 26 миллиардов рублей. А потом еще шесть.

Отметим, что идея разделения воинской службы и ее обслуживания родилась при министре обороны Анатолии Сердюкове. Но несмотря на то, что в 2012 году он бесславно ушел из-за расследования уголовного дела по "Оборонсервису", дело его, как видим, дожило до 1 ноября 2017-го. Кстати, кто не в курсе, сегодня Сердюков индустриальный директор авиационного кластера госкорпорации "Ростех".

Официальный представитель нового предприятия "ЦЖКУ" Василий Фатигаров настроен оптимистично. По его словам, был проведен тщательный анализ предыдущих форм управления.

- То есть нового краха не случится? - задал футуристический вопрос 47news.
- Этого случиться не должно. ФГБУ было создано, чтобы таких проблем не было, и работает под полным контролем Минобороны. Раньше были ООО и АО, у которых целью, по уставу, было извлечение прибыли. У нас в уставе вы такого не найдете, мы работаем для жителей и в интересах министерства.
- Но ведь у предшественников в учредителях было Минобороны. Не помогло. 
- Разная степень контроля. Одно дело учредитель в ООО каком-нибудь, и совершенно другое - бюджетное учреждение. Попробуй не заплати.
- Вы не считаете, что решение об аутсорсинге услуг в 2009 году было принято после того, как стало понятно, что из Минобороны никто ничего выколотить не может. Получается, вернулись к старой идее управлять всем самостоятельно? 
- Сегодня мы работаем совершенно по-другому. Попробуй не заплати. Тем более в новой структуре кадровые офицеры. Это вам не ООО какое-нибудь, - настаивал на недоверии к коммерсантам собеседник.  
- А негативный сценарий вы все же рассматривали? - слегка засомневался 47news.
- Даже солидный автомобиль может сломаться. А гарантии дает только Господь Бог.