Под Гатчиной парень спикировал к смерти на кустарно собранной машине. Что сшитый из дерюги шар монаха Крякутного, накачанный "дымом вонючим и поганым", что планер с моторчиком петербургского студента — суть одной истории – тяги человека в небо.

Проходит доследственная проверка по гибели 20-летнего дельтапланериста Виталия Егорова. Его легкомоторная машина вечером 30 сентября после десятиминутного полета спикировала с полукилометровой высоты. Точка падения - 450 метров от села Рождествено Гатчинского района Ленобласти. Известно, что мотодельтаплан был собран самостоятельно и кустарным способом.

Это не первая гибель энтузиаста сверхмалой авиации в этом году. География смертей обширна. Если совсем кратко. В Волгограде в конце мая мотодельтаплан под управлением москвича протаранил опору линии электропередачи. В июне дельтапланирист погиб в Кабардино-Балкарии, а в августе - у села Волково Приморского края. Не далее как 3 сентября двое разбились под деревней Щебачево Тульской области.

В Ленобласти в последний раз громко слова на смерть дельтапланириста произносились в июле 2015 года. Тогда на окраине деревни Куты Кингисеппского района рухнул легкомоторный итальянский самолет Tucano. Известно, что владелец неоднократно доделывал и усовершенствовал судно.

Что касается разбившегося под Рождествено Егорова, то тут подходит только одно слово - фанат. Парень действительно болел небом. Большинство его фотографий в социальных сетях так или иначе связаны с темой полетов. Вот картинка на фоне воздушного судна, вот селфи из кабины дельтаплана, вот Виталий в комбинезоне пилота. Подписки на летные паблики "Авиатор", "Авиасалон Макс", Sky Page / Aviation. В видеозаписях также авиационная тема — записи "Полётов в Рождествено" и "Дрифт на дельтаплане". Сам Виталий из Сиверского, что под Гатчиной, но в последние годы жил в однокомнатной квартире с 66-летним отцом в Горелово. Когда сын Виталий разбился, отец был рядом в Рождествено.

1.jpg фото с персональной страницы Виталия в "ВКонтакте"

Рождествено не относится к топовым местам среди дельтапланиристов. Просто есть такая площадка на отшибе, в 30 километрах от Гатчины. Вокруг поля сформировалась своя авиатусовка. Люди собираются, готовят машины, стартуют в небо. Популярностью пользуются другие места. Сельцо, Буяницы и Сумино в Волосовском районе, аэродром Гостилицы в Ломоносовском райне, Можайское под Красным Селом, есть любители попарить в Путилово в Кировском районе, Углово и Разметелево - во Всеволожском. Плюс аэродром малой авиации "Бычье Поле" в Кронштадте. Аэроклубы и школы базируются главным образом в Санкт-Петербурге, что логично. В Ленобласть выезжают полетать. Количество увлеченных сверхмалой авиацией в регионе оценить сложно. Но говорят о существовании ядра из 3-4 тысяч энтузиастов и попутчиков.

2.jpg фото с персональной страницы Виталия в "Facebook"

В последние годы замечена тенденция поставить полеты на поток по разделу "экзотический туризм и необычные экскурсии". Подход комплексный. С инструктором можно полетать и на мотодельтапане, и на паралете, и на паратрайке, и непосредственно на самом самолете. Здесь же услуги по прыжкам с парашютом, тренировки на авиатренажере. Стоимость полета на мотодельтаплане зависит от его продолжительности. Парение в небе в течение 15 минут обойдется в 2 700 — 3 000 рублей. Это дешевле, чем, скажем, прыжок с парашютом, он стоит в среднем 3 500 рублей. По желанию возможен впрыск дополнительного адриналина - инструктор может загнуть вираж или спикировать. Есть и непосредственно экскурсионные программы. Например, посмотреть сверху на заброшенный ракетный комплекс или старую областную усадьбу можно за 5 500 — 6 000 рублей.

Что касается самой летной техники, то тут сложнее.

В среднем, базовая комплектация новенького отечественного мотодельтаплана, в составе крыла, тележки, двигателя, винта, приборной панели и цифровых приборов стоит в пределах 870 тысяч рублей. Самая дорогая машина с лыжами, брызгозащитным фартуком и обтекаемой тележкой — 1,4 миллиона рублей. На вторичном рынке ситуация иная. Предложение варьируется от 100 до 500 тысяч рублей. Собственно, само крыло — парус с трубами и стропами — производства советского Ворошиловградского вагонно-ремонтного завода - можно найти и за 15 тысяч рублей.

Впрочем, как рассказали 47news сами парапланеристы, сегодня в сторону новых заводских мотодельтапланов мало кто смотрит, да и не особо смотрели прежде. Проще всего собрать машину самому. Дельтапланиризм начинался в СССР в 70-х годах как раз с того, что энтузиасты сами на коленке конструировали всевозможные летательные аппараты. Сегодня эта практика продолжается. В подавляющем большинстве, то, что сегодня летает, - это собранные и пересобранные машины. Хочешь в небо - в помощь опыт старших товарищей, интеренет, профильная литература.

"В той же самой "Техника — молодежи" были статьи с чертежами, как собрать машину самостоятельно. Люди ориентировались на эти материалы. Сами все собирали, дорегулировали. А фатальные случаи в советской прессе редко освещались. Не про каждую аварию с пассажирским самолетом говорили. А сейчас о любом случае пишут. Резонанс нужен, а тут дельтапланирист", - рассказал 47news представитель Федерации планерного спорта России Алексей Спиридонов.

Кроме того, сегодня если планер весит менее 115 килограммов, то на него не распространяется требование государственной регистрации. Все точно так же, как с мопедами. Хочешь - дешевый китайский покупай, хочешь - сам в гараже конструируй. В Америке дело обстоит еще проще. Там можно хоть на кустарной ракете к звездам отправиться.

При этом, по мнению эксперта, небо гораздо безопаснее, чем трасса. Просто случаи с гибелью планеристов журналисты обсасывают более тщательно. Они не могут проигнорировать такие слова, как "кустарный", выражения "самостоятельной сборки" или "несанкционированный полет".

"А для органов такие случаи будут проходить так же, как если бы человек полез на дачу крышу ремонтировать, свалился и убился. Тут примерно то же самое", - считает Спиридонов.

В петербургских авиаклубах также говорят о том, что, с одной стороны, совершить полет на самостоятельно сделанной машине сегодня может, практически, кто угодно. С другой стороны, дело обстоит так, что получить нужные навыки и умения сложно из-за зарегулированности отрасли. Так что люди бились, бьются и будут биться. Разгильдяев в достатке, малая авиация находится в плачевном состоянии. Плюс, опять же, журналисты. Каждый летный инцидент они раздувают до безобразия. А контролирующие органы должны прореагировать и душат летные школы. Получить сертификат летной годности в Петербурге очень сложно. Для этого должна приехать специальная комиссия из Москвы — ее услуги оцениваются в 60 тысяч рублей, а еще 40 тысяч надо отдать летчику-испытателю. Удостоверения пилота в городе уже три года как не выдаются. Вдобавок в последнее время зачастили с ограничениями. Так, летом в связи с проведением Кубка Конфедераций небо в Петербурге и Ленобласти было закрыто в радиусе 100 километров более чем на месяц. В следующем году на время проведения чемпионата мира по футболу правила будут еще более ужесточены. Людям проще махнуть рукой и самим ваять парапланы, хоть с моторчиками, хоть без.

"Какая еще заводская сборка? Мне тут как-то друг позвонил в три часа ночи и пересказал новость. Журналисты сообщали об обезвреженной банде строителей самолетов, называли их организованной преступной группировкой. Они наремонтировали там чего-то на 2 миллиона рублей, а их посадили. О чем тут можно говорить", - рассказал пилот-инструктор парапланерной школы "Винговер" Георгий Розов.

В связи с этим, напомним, с чего начинается фильм Тарковского "Андрей Рублёв":

Под возгласы "Летю! Летю!" на самодельном воздушном шаре летит над церквой, полями, лесами и озером, а потом падает мужик. Основой эпизода стала легенда о дерзновенном рязанском монахе Николе Крякутном из 1731 года. "Сшил он полотняный шар поболе шатра и надул его дымом вонючим и поганым, и нечистая сила подняла его выше березы и ударила о колокольню", - указано в источниках.
 
Ничего не изменилось. Только Крякутной выжил, а Виталий через триста лет - нет.