В октябре в песчаных и угольных комбинированных фильтрах очистных сооружений полигона "Красный Бор" заменят фильтрующие материалы, сообщает пресс-служба государственного унитарного природоохранного предприятия.

"Замена проводится один раз в год в соответствии с техническими решениями разработчиков комплекса, — уточнил начальник участка эксплуатации Руслан Бражников. — Мы планируем заменить в двух комбинированных напорных фильтрах уголь в объеме девяти кубометров, цеолит массой шесть тонн и кварцевый песок массой 3.5 тонны".

Производительность комплекса очистных сооружений на полигоне "Красный Бор" в городе Никольское Тосненского района Ленинградской области составляет 25 кубометров в час. Схема очистки сточных ливневых вод основана на физико-химических процессах. Сначала собранная из внутреннего и обводного каналов вода поступает в пруды-накопители. После отстаивания и усреднения очищается на флотаторе, затем проходит глубокую доочистку на песчаных и угольных комбинированных фильтрах и в завершении обеззараживается ультрафиолетом. Очищенная вода попадает в мелиоративный канал, а затем в ручей Большой Ижорец. Ее качество ежемесячно контролируется по 38 показателям.

Так, накануне специалисты компании "ТехноТерра" взяли пробы поверхностно-дренажных сточных и грунтовых вод в 10 точках и 14 наблюдательных гидрогеологических скважинах, расположенных на территории полигона и в пределах его санитарно-защитной зоны. Сточную воду отобрали во внутреннем и обводном канале, на очистных сооружениях, на выпуске в поверхностный водный объект после очистки, ниже и выше полигона по стоку, в магистральном канале, в ручьях Большой Ижорец и Безымянный. Грунтовую — на территории полигона и за его границей на расстоянии 50 метров.

Пробы сточных и грунтовых вод в зависимости от определяемых показателей отправляют на анализ в лаборатории ООО "ТехноТерра", ООО "Межрегионлаб", Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Менделеева или в филиал "Центра гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту". Затем результаты исследования поступят в правительство Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также в надзорные органы.

Производственный экологический мониторинг на полигоне "Красный Бор" возобновили в сентябре прошлого года после годового перерыва. До 2015 года его осуществляли специалисты собственной лаборатории предприятия.

В следующем году на полигоне планируют приступить к строительству новых очистных сооружений производительностью 65 кубометров в час. По проекту уже прошли общественные слушания.

Новые очистные сооружения на полигоне должны заработать к 2020 году. Проекту еще предстоит пройти экологическую государственную экспертизу. На территории полигона возведут несколько зданий, четыре насосные станции, резервуар-отстойник и подземный резервуар для жидких отходов.

Экологи уже уверены, что при работе новых очистных ежегодно будет образовываться 18,4 тысячи тонн жидких отходов и 655 тонн осадка первого, самого высокого, класса опасности.

Захоранивать все это предполагается все в тех же картах "Красного Бора".

Впрочем, по словам члена комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среде Владимира Драчёва, новые очистные - экстренная мера.

Полигон "Красный Бор" общей площадью 73 гектара расположен всего в 6,5 километрах от границы Колпинского района Петербурга. Его ввели в эксплуатацию в 1969 году. Тогда предполагалось, что за три года в котлованах, вырытых в водонепроницаемых слоях синей кембрийской глины, складируют 360 тысяч тонн отходов, а затем построят завод по их переработке. К 2014 году, когда работу "Красного Бора" остановили, скопилось порядка 2 миллионов тонн промышленных отходов, включая 700 тысяч тонн жидких промышленных отходов с чрезвычайно разнородным составом. Также на территории предприятия находится порядка 3 миллионов тонн загрязненных грунтов.

Завод по утилизации здесь так и не построили, несмотря на истраченные бюджетом 1,5 миллиарда рублей. Водонепроницаемость кембрийской глины рядом ученых поставлена под сомнение. Предполагается, что из-за подвижек грунтов в ней появляются трещины, и яды попадают в подземные воды. Это подтверждают пробы почв, взятые на значительном удалении от объекта.