Россияне в среднем не высыпаются 3,7 рабочего дня в неделю. Из-за этого они трудятся примерно на 80% своих возможностей. А работодатели тратят на оплату времени, использованного впустую или с низкой производительностью, порядка 2,3 трлн рублей в год, подсчитали аналитики НАФИ, пишет газета "Известия".

По результатам исследования НАФИ, больше половины работающих россиян (51%) не высыпаются в будние дни, причем за последний год эта доля выросла на 4%. Однако стало меньше тех, кто недосыпает сразу пять дней в неделю (на 6% — с 32 до 26%), но выросла доля работников, у которых дефицит сна наблюдается три дня в неделю (с 10 до 18%).

Среди причин недосыпа первое место занимают попытки потратить больше времени на досуг: затянувшиеся за полночь просмотр телевизора, чтение книг или игры назвали более трети (37%) опрошенных. В последний год увеличилось число тех, кто предпочитает эти развлечения сну (в 2016-м их доля составляла 28%).

Вторая по распространенности причина, которую указали участники исследования, — переработки. Из-за них недосыпают 30% респондентов (год назад таких было 36%).

Другие причины — возраст и проблемы со здоровьем (23%), маленькие дети (15%), посторонние шумы (11%), развлечения вне дома (8%), храп супруга (4%). Респонденты могли выбрать сразу несколько вариантов ответа.

Участники исследования, которые жалуются на недосып, оценили свою работоспособность на 80%.

По данным Росстата, на начало 2017 года численность работающих граждан составляла 71,7 млн человек. Аналитики НАФИ учитывали средние зарплаты в субъектах и выяснили, что переплаты невыспавшимся сотрудникам составили 190 млрд рублей в месяц по всей России. Это почти 2,3 трлн рублей в год. В прошлом году, когда работников опрашивали зимой, они оценили свою эффективность ниже, сумма "впустую" выплаченных им денег была в два с половиной раза больше — 493 млрд рублей в месяц.

— Переработки и желание поздним вечером наверстать упущенное для отдыха время заметно сказываются на эффективности труда работника на следующий день, — рассказала изданию руководитель направления исследований в сфере HR Аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова. — Это ставит под сомнение качество полученного дополнительного "продукта" для работодателя от затянувшегося рабочего дня.