НАВСТРЕЧУ ОКТЯБРЮ: Его лилипуточка
100-летие Великой Октябрьской – дата нам близкая. Те, кому сегодня за 35, – сформированы советской властью. И это, так или иначе, аукается на тех, кто помладше.

47news продолжает сериал о песнях, что помогали жить и работать, любить и выживать нашим коммунистическим предкам. Сегодня рассказываем о Гулливере. Приницпиально новом. Ибо советском.

Моя лилипуточка, приди ко мне
Побудем минуточку наедине.
С тобой беспечно, как птица,
Буду кружиться я,
Моя лилипуточка, мечта моя!
Современная зарубежная кинокритика, разбирая советский фильм-сказку «Новый Гулливер» (1935), величает его режиссера Александра Птушко не иначе как русским Спилбергом.

Фильм и в самом деле получился новаторским – впервые в истории кино центральный игровой персонаж действует в пространстве, целиком созданном средствами объёмной мультипликации: полторы тысячи «живых» кукол, появляющихся по ходу развития сюжета, вызывали ошеломительный восторг у зрителей.
Для тех, кто подзабыл или вовсе не видел фильма, напомним, что в основе сюжета ленты лежит первая часть классического романа Джонатана Свифта, рассказывающая о приключениях Гулливера в Лилипутии.

Вот только волею советских киношников литературная история XVIII века оказалась переформатирована в советские стандарты 1930-х. И повествовала о том, как пионер Петя Константинов, заснув с книгой Свифта на кармане, увидел себя гостем в стране лилипутов. Где царят дикие нравы загнивающего буржуазного Запада.
Песня «Моя лилипуточка» (комп. Лев Шварц) из советской детской мультипликационно-игровой сатирической комедии, поставленной режиссёром Александром Птушко по мотивам романа Джонатана Свифта «Новый Гулливер» (1935)
«Моя лилипуточка» (комп. Лев Шварц)
из фильма «Новый Гулливер» (1935)
* * *
«Новый Гулливер» стал дебютной работой в кино замечательного советского композитора Льва Шварца (1898-1962).

Помимо фоновой музыки и финальной пионерской песни режиссер поставил Шварцу задачу сочинить музыкальную пародию, высмеивающую мещанское искусство, с которым в ту пору вели беспощадную борьбу.

Призыв того времени: «Нужно добиться коренного пересмотра и изменения нашей политики в отношении издания и исполнения «легкого жанра».

И композитор превосходно справился с поставленной задачей. В сочиненной им песенке на стихи поэта и переводчика Самуила Болотина угадывается насмешка над тогдашним мега-хитом Петра Лещенко «Моя Марусечка».

А в еще большей степени пародируются ранние ариэтки Александра Вертинского («Маленький креольчик», «Минуточка») и своеобразная манера сценического пения артиста.

Л.А.Шварц в молодости
wikipedia.org
Вообще в ту пору творчески измываться над Вертинским считалось признаком хорошего тона. Начало этой кампанейщине было положено еще в 1920 году, когда советский артист Николай Смирнов-Сокольский заклеймил Вертинского в песне «Мой Пьеро»:
Как и ваш Пьеро, мой любит и страдает,
Он в любви такой же верный паж,
Только мой Пьеро, представьте, голодает,
А не с жиру бесится, как ваш.
Пусть же ваш Пьеро уйдет с печальной миной,
С драмой старенькой, наивной и смешной.
Мой Пьеро – народ, свобода – Коломбина –
Новой драмой тешит мир честной...

В 1930-е годы упаднические любовные романсы в исполнении Лещенко и Вертинского в СССР служили знаком мелкобуржуазной, дореволюционной и эмигрантской жизни.

Но, по иронии судьбы, песня кукольного антрепренёра Фо-Ля «Моя лилипуточка» из к/ф «Новый Гулливер» мгновенно сделалась... народной классикой.

Более того, сию незатейливую песенку даже выпустили самостоятельным нотным изданием – то ли по идеологическому недосмотру, то ли действительно по многочисленным заявкам слушателей.
* * *
Трудно сказать, видел ли сам Вертинский фильм «Новый Гулливер». А если – да, то как отнесся к пародии на себя. Скорее всего, видел. Но учитывая, что Александр Николаевич обладал отменным чувством юмора, вряд ли обиделся.

Ну, да так или иначе, в конце 1943 года Вертинский с семьей получил разрешение возвратиться на родину. Год спустя, в Москве, родилась младшая дочь великого исполнителя – Анастасия.

Александр Вертинский с дочерьми - Марианной и Анастасией
(с) wikipedia.org
Невзирая на преклонный возраст, Вертинский активно гастролировал по СССР и даже начал изредка появляться в кино. Самой заметной стала роль князя в экранизации чеховского рассказа «Анна на шее» (1954). По стечению обстоятельств музыку к этому фильму писал Лев Шварц.

В процессе съемок композитор и певец, разглядев друг в друге родственные души, сошлись и крепко подружились. Похоже, никакой черной кошки в образе «лилипуточки» между ними не пробежало.

Последний концерт Александра Николаевича состоялся 21 мая 1957 года в Доме ветеранов сцены в Ленинграде. В тот же день Вертинский скончался от острой сердечной недостаточности в номере гостиницы «Астория».

А три года спустя режиссер Птушко взялся за экранизацию культового советского романа «Алые паруса».
Пробы на главную женскую роль шли долго. Среди претенденток на Ассоль засветилась даже 25-летняя Людмила Гурченко. И все-таки в итоге Птушко утвердил начинающую молдавскую актрису Маркач – «только она, и точка!»

Однако вскоре художник-постановщик фильма Леван Шенгелия случайно встретил на Тверской свою давнюю знакомую Лидию Вертинскую с дочками.

«Посмотрел на Настю Вертинскую и ахнул – вылитая Ассоль! – вспоминал позднее Шенгелия. – Я пригласил ее на пробы. Девочка так понравилась Птушко, что он решил поменять исполнительницу главной роли».


Анастасия Вертинская - Ассоль из "Алых парусов"
(с) wikipedia.org
Поменял и – не прогадал. И хотя впоследствии критика поругивала Птушко за тяжеловесность игры многих актёров второго плана и за прямолинейность режиссёрских ходов, неизменно при этом отмечала, что выбор шестнадцатилетней школьницы Анастасии Вертинской на роль Ассоль оказался точен.

О зрительском успехе фильма говорить и вовсе не приходится – только в первый год проката «Алые паруса» посмотрели 22,6 млн человек. Так закольцевалась эта история: в 1935-м Птушко снял пародию на Вертинского, а два десятилетия спустя он же вывел в кинозвезды дочь великого мастера...

В начале 1960-х ретроспектива сказочных фильмов Александра Птушко с огромным успехом демонстрировалась в США. Причем подготовкой ее к прокату занимался юный Фрэнсис Форд Коппола. Спецэффекты, разработанные командой Птушко, настолько впечатлили начинающего Стэнли Кубрика, что впоследствии он использовал идеи советского режиссера в своей знаменитой «Космической одиссее 2001».
* * *
Ну да начав наш рассказ с «Нового Гулливера», хочется им же и закончить. Здесь — персоналией человека, исполнившего в фильме главную роль. Потому как полторы тысячи «живых» кукол, появляющихся по ходу развития сюжета – это, конечно, прелестно. Но ничуть не меньшую порцию славы тогда получил и по-настоящему живой персонаж – Гулливер. Роль которого исполнил московский школьник Володя Константинов.
После оглушительного успеха в «Гулливере» из парня в будущем вполне мог состояться профессиональный актер. Однако судьба распорядилась иначе – роль в фильме Птушко стала для него единственной. Вскоре после окончания школы Константинов достиг призывного возраста, ушел в армию и наряду с другими мальчишками его призыва прошел жернова советско-финской войны.

Демобилизовавшись, Константинов поступил в московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева. Но успел проучиться всего один курс, как грянула новая, уже с большой буквы, Война. И парень снова попал на фронт.

Первой и единственной работой в кино Владимира Константинова стала главная роль в фильме 1935 "Новый Гулливер"
(с) wikipedia.org
На сей раз добровольцем. Владимир Константинов воевал в 7-й бригаде морской пехоты Краснознаменного Балтийского Флота, которую в дальнейшем переформировали в 72-ю стрелковую дивизию (позднее – 72-я Павловская Краснознаменная стрелковая). Был связистом, дослужился до старшины 2-й статьи.
26 марта 1944 года в ходе ожесточенных боев на Нарвском направлении фашистам удалось отрезать части 72-й дивизии в 18 км западнее Нарвы. Проводная связь была уничтожена, радиостанция повреждена.

На сей раз добровольцем. Владимир Константинов воевал в 7-й бригаде морской пехоты Краснознаменного Балтийского Флота, которую в дальнейшем переформировали в 72-ю стрелковую дивизию (позднее – 72-я Павловская Краснознаменная стрелковая). Был связистом, дослужился до старшины 2-й статьи.

Владимир Константинов
(с) wikipedia.org
Далее, как следует из текста наградного (посмертного) листа, «радист Константинов восстановил радиостанцию и установил связь, на основе которой было организовано управление огнем Командующего артиллерией дивизии. При атаке командного пункта КАД – радист Константинов, лично участвуя в контратаке, уничтожил 6 гитлеровцев и станковый пулемет. При отходе вынес радиостанцию и на новом КП мгновенно вошел в связь с артполками. Бессменно выполняя свои обязанности, при третьей атаке противника с автоматом в руках погиб, призывая товарищей уничтожать врага»...
В финале «Нового Гулливера» очнувшийся ото сна пионер Петя изумленно восклицает: «Ребята, какие вы большие! Какая жизнь большая!» К сожалению, война напрочь опровергла второе, но убедительно подтвердила первое: и Володя Константинов, и сотни тысяч его товарищей по оружию действительно оказались БОЛЬШИМИ людьми.

В общем, если кто-то из наших читателей до сих пор не удосужился глянуть «Нового Гулливера» – настоятельно рекомендуем. Хотя бы для того, чтобы посмотреть в глаза московскому пареньку, которому суждено будет погибнуть с автоматом в руках в ходе третьей подряд атаки противника. Ну, а если подобный призыв кому-то покажется чересчур пафосным, апеллируем к былым восторгам Копполы и Кубрика. Уж эти-то киномэтры всяко плохого не посоветуют.
«Моя лилипуточка» (комп. Лев Шварц). Современное инструментальное решение. Гитара, оригинальная аранжировка – Александр Барсуков (СПб). Запись сделана для альбома «Из кумача и стали» (ТО «Красный матрос», 2017)
автор текста:
Игорь Шушарин

Также читайте статьи проекта: