В Ленобласти стало меньше мигрантов из Узбекистана, но значительно больше из Киргизии. Исход узбеков со строек 47 региона не связан с грозными словами Александра Дрозденко. Мы в Корее больше заработаем, говорит диаспора. Но официальной статистике никто не верит.

В Ленобласти зафиксировано увеличение числа прибывших в регион мигрантов. По данным Петростата, за первые шесть месяцев 2017 года в 47 регионе зарегистрировалось 7 тысяч 253 иностранца, что на 26% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основные приезжающие — граждане из республик бывшего Союза. Так, официально обозначили свое нахождение в Ленобласти 6 тысяч 722 мигранта из стран СНГ. Рост - все те же 26%. Традиционно много регистрируется граждан Украины - за полгода приехало 1 506 человек. Они лидеры. К ним вплотную приближаются киргизы. Их количество в области увеличилось более чем в два раза, до 1 тысячи 362 человек (108,2%). Не столь существенно прибавили таджики — до 441 (1,1%) и туркмены — до 288 человек (1,4%).

Необычно, но официальная статистика говорит о том, что в Ленобласти стало меньше граждан Узбекистана. В первом полугодии был зарегистрирован только 351 человек, тогда как год назад этот показатель равнялся 393, то есть количество сократилось на 11,9%.

Стоит напомнить, что четыре года назад именно ростом узбекской диаспоры был обеспокоен губернатор Ленобласти Александр Дрозденко. Во время визита во Всеволожский район, в котором ведется масштабное строительство новых кварталов, глава региона прямо заявил:

"Это самая опасная диаспора, по статистике, у них больше всего наркоторговцев, рэкета, вымогательств. Наибольший рост преступности у этой диаспоры, цифры страшные: на 70% увеличилась преступность".

Непростой миграционный вопрос губернатор был намерен решать двумя способами: воссозданием муниципальной милиции и вводом ответственности работодателей за работающих у них мигрантов.

Представители местной узбекской диаспоры констатируют, что количество соотечественников в Ленобласти действительно сокращается, но совсем не потому, что правительство региона предприняло какие-то экстраординарные меры. Просто в Россию стало невыгодно ехать. Теперь рубль не такой длинный, как был раньше. Но и выкладкам Петростата верить узбеки не хотят. Как рассказал 47news глава общества соотечественников Узбекистана "УМИД" Алиджан Хайдаров, три года назад он бы оценил число своих соотечественников в Петербурге и Ленобласти в 700 тысяч, а сегодня, под занавес пикового летнего сезона, только в 200 тысяч. В Петербурге, естественно, больше, но в области 60-70 тысяч будет точно. То есть это явно не 351 узбек, о которых говорит официальная статистика.

"Считайте сами. Средняя заработная плата на стройках 30 тысяч рублей. За патент отдаешь 3 тысячи, проживание - 5 тысяч, еще 5 тысяч - на питание, 5 тысяч - на проезд. В итоге на руках 12 тысяч рублей. Вы считаете, что этих денег в Узбекистане не заработать? Даже не знаю, зачем сегодня узбеку ехать на стройку в Ленобласть, если можно спокойно зарабатывать по 500 долларов в Корее. К тому же у корейцев все легально: стабильная зарплата, социальный пакет с питанием", - рассказал 47news Хайдаров.

И все же глава диаспоры отмечает, что и дня не проходит, чтобы к нему не обращались соотечественники с жалобами на невыплату зарплату. Разброс самый разный. Кто-то приходит в одиночку и говорит о 20 тысячах рублей долга. Иногда заходят целыми бригадами и заявляют о миллионах.

"Где стройка — там коррупция. А экономят именно на мигрантах. Наняли бригаду, она им один этаж построила — выгнали, наняли на второй этаж другую, на третий - следующую. А кинутые к нам идут за защитой. За патент им платить уже нечем. Они уже не будут нигде регистрироваться. Они нелегалы".

В консульстве Киргизии в Санкт-Петербурге 47news подтвердили, что число их соотечественников в регионе действительно растет. Тренд объясняется просто. В августе 2015 года Киргизия стала полноправным членом Евразийского экономического союза, а Россия стала добрее к киргизским мигрантам. Они стали свободными соискателями вакансий на российском рынке труда. Им не надо оформлять единый трудовой патент, на миграционный учет можно встать в течение месяца с момента въезда в Россию, а продолжительность нахождения в стране определяется сроком действия трудового договора с работодателем. К 2017 году киргизы оценили все преимущества послаблений.

"Все логично. Облегчен миграционный режим. Стало свободнее жить, работать. По нашим сведениям, большинство заняты в стройке, работают на транспорте, в сфере услуг, ЖКХ, грузчиками и подсобными рабочими. Но официальная статистика — это только те, кто встал на миграционный учет. А так людей больше. Может быть, не в десятки раз, но больше", - заявила 47news первый секретарь консульства Киргизии в Санкт-Петербурге Аяна Токбаева.

Представители крупнейших застройщиков Ленобласти Setl Group и ЦДС не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть наличие тренда в замещении иностранных специалистов с граждан Узбекистана на граждан Киргизии.

Говорят, что "Питер бока повытер, да и Москва бьет с носка". Про Ленобласть рифмованную прибаутку еще не придумали. Но тренд тот же, человек — ищет, где лучше. Мигрант тоже человек.