Смольный пытается взыскать с "Метростроя" 650 миллионов рублей растраты, сосчитанной ФСБ. Суды ещё гражданские, но в ход уже брошена экспертиза бумаг, способная выдавать ущерб за достижения.

На днях монополист строительства петербургской подземки ОАО "Метрострой" торжественно завершило проходку тоннеля Невско-Василеостровской линии. Объект, включающий в себя две новые станции, должен быть полностью сдан к апрелю будущего года, за два месяца до начала ЧМ-2018 по футболу. Власти города строителей похвалили и вновь пообещали выделить дополнительно средства на достройку второй очереди Фрунзенского радиуса метро. Осталось определиться с цифрой — Смольный готов расстаться с 2,5 миллиардами рублей, а в "Метрострое" же совсем не против получить 6 миллиардов.

В ускоряющейся гонке сдачи объектов к чемпионату отошли в тень судебные тяжбы между Смольным и "Метростроем". А, между прочим, по нескольким искам город пытается взыскать со строителей подземки в совокупности около 650 миллионов рублей за различные работы. Они, по мнению чиновников, были оплачены, но в реалии не выполнялись. Правда, как выяснил 47news, позиция властей, полностью совпадающая с содержимым материалов регионального УФСБ, самому "Метрострою" убедительной не кажется.

Кратко история: в прошлом году региональная контрразведка дважды шумно посещала офис "Метростроя". Обыски прошли даже в доме заслуженного директора и совладельца компании Вадима Александрова (в этом году оставил свой пост, передав кресло руководителя своему сыну Николаю). В результате по двум уголовным делам об особо крупном мошенничестве и превышении должностных полномочий были арестованы топ-менеджер "Метростроя" Николай Казнин и руководитель компании-подрядчика "Петрострой" Дмитрий Ильченко. Сейчас оба уголовных дела готовятся к передаче в суд.

Обыскам и задержаниям предшествовали неоднократные визиты оперативников на строительные площадки "Метростроя" - привлечённые ими эксперты проводили вскрытие и осмотр якобы сделанных подрядчиком работ. Так, по версии следствия, только на станции "Беговая" всё той же Невско-Василеостровской линии вынос инженерных сетей в предусмотренном контрактом объеме не выполнялся и примерно 40 миллионов рублей были похищены.

После вмешательства контрразведки, Смольный подал несколько исков к "Метрострою", задавшись целью вернуть растрату в бюджет. Желание чиновников компенсировать ущерб вполне понятно, ведь и к главному заказчику работ — петербургскому комитету по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), и к техническому заказчику — дирекции транспортного строительства (ДТС) на Литейном, 4 тоже есть вопросы. Так, в ходе следствия были задержаны и дали показания бывшие сотрудники этих ведомств Александр Комиссаров и Дмитрий Митянин. В общем, чиновничья проверка выявила всё те же нарушения, найденные ФСБ. Правда, в "Метрострое" отдавать полученные деньги не поспешили — судебные тяжбы продолжаются по сей день.

Присмотревшись, 47news увидел занимательное. Ведь в апреле Смольный подал к "Метрострою" иск на 77 миллионов рублей за невыполненную в полном объеме, но полностью оплаченную инженерную подготовку территории для строительства участка Невско-Василеостровской линии от станции "Приморская" до станции "Беговая" с "Новокрестовской" между ними. В ходе тяжбы представители "Метростроя" предъявили в суд собственную экспертизу, выполненную независимым экспертным центром "Петрострой". Если верить этому документу, то часть указанного в актах выполненных работ (КС-2), предъявленных подрядчиком к оплате, действительно не сделана. Зато независимая экспертиза насчитала почти на 89 миллионов рублей (с НДС) исполненных, но не попавших в акты работ. Если проще, то позиция обороны такая — да, работы, не обнаруженные экспертами ФСБ, не выполнялись, но бюджетные деньги не похищены, а истрачены на "исполнение условий и достижение целей государственного контракта".

Любопытно, но, судя по документам, экспертиза скрытых работ проводилась ООО "Петроэксперт" без проведения вскрытия. То есть, для своих выводов специалист компании использовал "результаты натурного обследования (внешний осмотр и обмер видимых конструкций — ред.) и дополнительную документацию, предоставленную на исследование".

— Очень смешной документ. Оценивать некие не видимые визуально работы на основании бумаг исполнителя, без проведения вскрытия с представителями заказчика, составления акта осмотра — просто бессмысленно. Кроме того, даже если гипотетически допустить, что допработы действительно были необходимы и проводились, о них должны были предварительно уведомить заказчика. Он обязан дать своё задокументированное согласие на их выполнение, с определением статьи затрат, по которым они подлежали бы оплате. Без уведомления заказчика и его согласия подрядчик по закону не может получить оплату за такие сверхсметные работы. Иначе получается, что бюджет можно бесконтрольно расходовать по собственной прихоти, - удивился один из опрошенных 47news специалистов по подземному строительству.

"Это всё лукавые увёртки, попытки вывернуться из-под уголовных дел. Не поможет. Никто даже не будет проверять наличие каких-то якобы выполненных дополнительных объёмов. Государственные деньги были заплачены за конкретные работы, которых, по факту, нет, - как отрезал наш собеседник в правоохранительных органах.

В самой компании "Петроэксперт" отвечать на вопросы 47news отказались, сославшись на незавершённый судебный процесс. Дозвониться до пресс-службы "Метростроя" и вовсе не удалось. В петербургском КРТИ вместо комментария лишь сообщили - все решит суд.

Следующее судебное заседание по данному делу состоится 7 сентября.